РЕЙТЕНФЕЛЬСА «О МОСКОВИИ»
Курляндец Яков Рейтенфельс, живший при царе Алексее Михайловиче в Москве и хорошо
ориентировавшийся в здешних делах, описал в латинской книге «О Московии» (1680)
обстоятельства постановки «Артаксерксова действа» (1672) первой пьесы русского театра. <...> Соприсутствие на сцене актеров и зрителей совершенно непонятно современному человеку,
да и бояре должны были оскорбиться необходимостью участия в столь сомнительной церемонии:
«Допустив известную вольность, можно вообразить, как должен был чувствовать себя, например,
хорошо знакомый с европейскими обычаями, женатый на знатной шотландке Гамильтон, начальник
Посольского приказа (как мы бы сказали министр иностранных дел) А. С. Матвеев, когда ему
в числе вельмож часами приходилось стоять на сцене, под взглядом царя, почти рядом с тем
актером, который играл Мардохея. <...> 1
Copyright « «» & «A K-C»
. . на пространстве, величиной с поднос, на котором подают сыр. <...> Актеры в прологе «Артаксерксова действа» прямо
взывают к присутствующему на спектакле царю (ППРТ. <...> Театр на века: Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции. <...> Театр на века: Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции. <...> 3
2
Copyright « «» & «A K-C»
В прологе и эпилоге в отличие от основного действия, где «внутренняя» условность,
«доказательность» сохраняется постоянно путаются Москва и Персия, царь Алексей Михайлович
и царь Артаксеркс: «В конце пьесы эта перекличка с действительностью повторялась. <...> Рейтефельс, называется из
числа сенаторов тот, кто управляет Посольским приказом, а им и был боярин А. С. Матвеев»
(ППРТ. <...> «Придворная литература
возникла и культивировалась вместе с другими формами словесного творчества (ораторское
искусство, проповедь) и видами искусств (театр, иконопись, живопись). <...> <...> Все эти виды
творчества обладали определенной идейно-художественной общностью, которая обуславливалась
тем, что они ориентировались на требования российского абсолютизма и связывались с усвоением <...>
ДРЕВНЯЯ_РУСЬ._ВОПРОСЫ_МЕДИЕВИСТИКИ_№4_2001.pdf
СОДЕРЖАНИЕ № 4(6), декабрь 2001 г.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
М. П. Одесский
ТЕАТР ВЛАСТИ И ВЛАСТЬ ТЕАТРА («Бояре на сцене» в книге Я. Рейтенфельса «О
Московии»)
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
И. В. Поздеева, А. А. Турилов
«ТЕТРАТИ…, ПЕЧАТАНЫ В КАЗАНh» (К истории и предистории казанской
типографии) (Окончание)
А. А. Горский
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ РУССКОГО ВОЙСКА НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ
И. В. Самодуров
ИНСТИТУТ ДВОРСКИХ ПО ЖАЛОВАННЫМ ГРАМОТАМ XIV – НАЧАЛА XVI
ВЕКОВ
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
О. Ф. Жолобов
К ПРЕДЫСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОВОГО СТРОЯ: ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Е. Р. Сквайрс
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА НИЖНЕНЕМЕЦКИХ ПЕРЕВОДОВ ДОГОВОРОВ ГАНЗЫ С
НОВГОРОДОМ (Нибуров мир 1392 года)
Т. Н. Артеменко
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ ДРЕВНЕРУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ В
ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. В. ЛОМОНОСОВА
ПУБЛИКАЦИИ
Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК У БЕЛОРУСОВ ПОЛЬШИ
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
С. М. Шамин
ЧУДЕСА В КУРАНТАХ ВРЕМЕН ПРАВЛЕНИЯ ФЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА (1676–1682
г.)
И. В. Левочкин
ДРЕВНЕЙШАЯ МОСКОВСКАЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ КНИГА
РЕЦЕНЗИИ. ПОЛЕМИКА. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
С. Н. Азбелев
ПОПЫТКА РЕАНИМИРОВАТЬ УСТАРЕЛУЮ МИФОЛОГЕМУ
Е. Л. Конявская
I МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ
ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Стр.1