Цель данной статьи проследить эволюцию состава месяцесловов древнерусских Евангелий и Апостолов на протяжении XIXIV в. и наметить периодизацию
их развития. <...> Нами используются все сохранившиеся месяцесловы XIXIV в. (около 150 списков)
и большинство месяцесловов начала XV в. (перечень источников см. в конце статьи)1. <...> В отличие от современного унифицированного церковного календаря, каждый древнерусский
месяцеслов представляет собой неповторимое сочетание праздников и памятей святых, событий церковной и гражданской истории. <...> содержат 325 праздников, месяцесловы XII в.
отмечают 278 новых праздников по сравнению с уже названными. <...> Древнерусские месяцесловы одни целиком, другие более чем на 90 % состоят из
праздников Православного Востока. <...> Именно наиболее поздние по хронологии праздники представляют особый интерес, т. к. для нас важно установить момент обособления древнерусских месяцесловов от продолжавшей развиваться и пополняться
новыми праздниками византийской календарной системы и проследить последующие этапы внесения
в русские месяцесловы новопрославленных греческих святых. <...> К первой группе относятся календари следующих Евангелий: Остромирова, Архангельского,
РГАДА. <...> Для других месяцесловов византийская традиция пре-
16
Copyright « «» & «A K-C»
XIXIV .
рывается: в Евангелиях РГАДА. <...> 99 на памяти константинопольского патриарха Никифора (2 июня), скончавшегося в 828 г. и канонизированного в 846 г. (Л. <...> РС
№ 816 Евангелий, очень близкие по составу к сохранившемуся целиком месяцеслову Архангельского Евангелия 1092 г., принадлежат к первой группе. <...> Древнейшим датированным месяцесловом нового типа оказывается календарь Евангелия 1383 г. (ГИМ. <...> ). Эти праздники включены в месяцеслов Евангелия Кошки
1392 г. (Л. <...> 299 об., 313 об., 322) и в большинство календарей, ориентированных на Иерусалимский
Савваитский Устав, т. е. их появление связано с распространением новых переводов. <...> При этом надо
учесть, что отмеченный момент внесения в месяцесловы новых <...>
ДРЕВНЯЯ_РУСЬ._ВОПРОСЫ_МЕДИЕВИСТИКИ_№2_2001.pdf
СОДЕРЖАНИЕ № 2(4), июнь 2001 г.
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Peter Alberts
DIE GEDRUCKTEN AUSGABEN DES VATERBUCHES DES KIEWER
HOHLENKLOSTERS IM 17. JAHRHUNDERT
О. В. Лосева
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ МЕСЯЦЕСЛОВОВ XI—XIV в.
И. В. Поздеева, А. А. Турилов
«ТЕТРАТИ..., ПЕЧАТАНЫ В КАЗАНЬ» (к истории и предистории казанской типографии
XVI в.)
ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВЬ
С. А. Беляев
О НАЗВАНИИ ЦЕРКВИ, В КОТОРОЙ БЫЛ КРЕЩЕН КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
А. М. Ранчин
О ПРИНЦИПАХ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
СЛОВЕСНОСТИ
О. В. Гладкова
АГИОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН И «ЗАПАДНАЯ ТЕМА» В «ЖИТИИ ИСИДОРА
ТВЕРДИСЛОВА, РОСТОВСКОГО ЮРОДИВОГО»
И. В. Дергачева
СИНОДИК С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРЕДИСЛОВИЯМИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И БЫТОВАНИЯ НА РУСИ
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
С. М. Полянский
БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИТОРПОЛИТА НИКИФОРА
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
С. В. Алпатов
ФОЛЬКЛОР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ (к проблеме
школьного курса)
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
А. Л. Лифшиц
ИЗ ЖИЗНИ КЛИРИКОВ (две записи одного читателя древнерусской рукописи)
РЕЦЕНЗИИ.НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
С. Н. Азбелев
УСПЕШНОЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ТРУДА (Музейное собрание
рукописей. Описание. Том. 2 (№ 3006-4500) / Изд. подгот. Т. А. Исаченко. М.: Научноиздательский
центр «Скрипторий», 1997. — 496 с: илл.)
Стр.1