Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. Вдовина. Ответ Общественной палате. Материалы круглого стола

0   0
АвторыКоллектив авторов
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц81
ID134028
АннотацияТема «круглого стола» «Преподавание истории в России и политика». Участники ≪круглого стола≫ познакомились с научно-методологической работой Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, в которой анализировалось состояние дел с преподаванием истории, с учебниками истории в России и в странах СНГ. Эта тема вызвана достаточно резонансной компанией по обсуждению учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина «История России. 1917–2007», вышедшего два года назад, но попавшего в активную фазу общественного обсуждения в наши дни.
Кому рекомендованоДля специалистов и всех интересующихся данной тематикой.
ISBN978-5-91290-140-9 (Научный эксперт)
УДК316.772:32П72
ББК60.000
Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. Вдовина. Ответ Общественной палате. Материалы круглого стола / Коллектив авторов .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2010 .— 81 с. — ввод. доклад: В.Э. Багдасарян; Центр пробл. анализа и гос.-управл. проектир. — ISBN 978-5-91290-140-9 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/134028 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Об учебнике истории <...> 15 (подъезд 1, этаж 5) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тел./факс: (495) 981-57-03, 981-57-04, 981-57-09 www.rusrand.ru; email: frpc@cea.ru Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Об учебнике истории <...> А.И. Вдовина Ответ Общественной палате Материалы круглого стола Москва Научный эксперт 2010 УДК 316.772:32П72 ББК 60.000 О 78 О 78 Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. <...> С.С. Сулакшин, доктор физико-математических наук, доктор политических наук От имени организаторов «круглого стола» — Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования — хотел бы приветствовать участников и сделать несколько методических замечаний, задать смысловой коридор нашей работе. <...> Предполагаем, что она имеет место во многих умах и душах и вызвана достаточно резонансной компанией по обсуждению учебного пособия <...> 1917– 2007», вышедшего два года назад, но попавшего в активную фазу общественного обсуждения в наши дни. <...> » Понять причинно-следственные поля и потом сделать свои 5 Круглый стол «Преподавание истории в России и политика» рекомендации. <...> Совершенно ясно, что никакой рекомендации дать невозможно, если в начале логической цепочки не идентифицируется ценность, только определенность с которой позволяет переходить к проблемной постановке, формулировать задачи, а затем и находить их решения. <...> Одна из них «круглый стол», но хотелось бы призвать к такой смешанной форме, как «круглый стол» с элементами мозгового штурма. <...> Участники «круглого стола» наверняка имели возможность познакомиться с нашей научно-методологической работой1, в которой анализировалось состояние дел с преподаванием истории, с учебниками истории в России и в странах Багдасарян В.Э., Абдуллаев Э.Н., Клычников В.М. и др. <...> Главная мысль, которая из этой работы была вынесена, подтверждена и доказана и состоит <...>
Об_учебнике_истории_А.С._Барсенкова_А.И._Вдовина._Ответ_Общественной_палате._Материалы_круглого_стола.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. Вдовина Ответ Общественной палате Наш адрес: 107078, Россия, Москва, ул. Каланчевская, д. 15 (подъезд 1, этаж 5) Центр проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования Тел./факс: (495) 981- 57 -03, 981- 57- 04, 981- 57- 09 www.rusrand.ru; e-mail: frpc@cea.ru
Стр.1
и государственно-управленческого проектирования Центр проблемного анализа Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. Вдовина Ответ Общественной палате Материалы круглого стола Москва Научный эксперт 2010
Стр.2
УДК 316.772:32П72 ББК 60.000 О 78 О 78 Об учебнике истории А.С. Барсенкова А.И. Вдовина. Ответ Общественной палате. Материалы круг лого стола. — М.: Научный эксперт, 2010. — 80 с. ISBN 978-5-91290-140-9 В оформлении обложки использована репродукция Педро Берругете «Святой Доминик, сжигающий еретические книги» (XV в.) УДК 316.772:32П72 ББК 60.000 ISBN 978-5-91290-140-9 © Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2010
Стр.3
Содержание С.С. Сулакшин. Вступительное слово ведущего .............. 5 Вводный доклад В.Э. Багдасарян. Раскол восприятия национальной истории в России ...................................................................... 8 Выступления А.И. Вдовин. Нас критикуют за государственнический подход к российской истории ............................................................ 23 В.В. Журавлев. Встать вровень с передовыми странами Запада, оставаясь при этом Россией («национальная идея» и современные учебники истории) .................................................................................... 27 С.Г. Кара-Мурза. Как хочется монополии государства на насилие ......................................................... 35 А.В. Репников. Должны быть национальные герои ....... 38 Исраэль Шамир. Битва за историю: подоплека «дела историков» ..................................................................... 45 Д.В. Маслов. Преподавание истории в русле государственной политики .................................................. 52 3
Стр.4
П.П. Александров-Деркаченко. Демократия не может быть избирательной ............................................................... 54 Р.М. Иванова. Историки и публицисты о деле «Барсенкова и Вдовина» ........................................................ 56 С.И. Реснянский. Любите Россию! ..................................... 64 В.В. Хорихин. О поиске созидательных начал в уроках истории ..................................................................... 67 Заключительное слово ............................................................... 72 Участники круглого стола «Преподавание истории в России и политика» .................................................................. 76 4
Стр.5
Вступительное слово ведущего С.С. Сулакшин, доктор физико-математических наук, доктор политических наук От имени организаторов «круглого стола» — Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования — хотел бы приветствовать участников и сделать несколько методических замечаний, задать смысловой коридор нашей работе. Тема «круглого стола» «Преподавание истории в России и политика». И мы действительно ощущаем в себе эту мысль и эмоцию. Предполагаем, что она имеет место во многих умах и душах и вызвана достаточно резонансной компанией по обсуждению учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина «История России. 1917– 2007», вышедшего два года назад, но попавшего в активную фазу общественного обсуждения в наши дни. Снимая реплику с самого себя, хочется взмахнуть крепкой рукой и сказать: «Ну, мы вам сейчас, оппоненты, поддадим! Общественной палате и другим гонителям светлых учений современности!». Но ничего подобного предлагается сегодня не предпринимать. Мы с вами на научно-экспертной площадке, которая сознательно и очень активно преследует системные, прозрачные, взвешенные основания и в научноэкспертной, и в экспертно-публицистической сфере деятельности, и в той сфере, в которой публицистическая деятельность плавно переходит в политическую и государственную. Из названия Центра вытекает, что его конечной интеллектуальной продукцией являются традиционные профессиональные рекомендации властям, отвечающие на вопрос: «Что делать?» А перед этим соответственно необходимо ответить на вопросы: «О чем речь, что происходит, почему происходит?» Понять причинно-следственные поля и потом сделать свои 5
Стр.6
Круглый стол «Преподавание истории в России и политика» рекомендации. Совершенно ясно, что никакой рекомендации дать невозможно, если в начале логической цепочки не идентифицируется ценность, только определенность с которой позволяет переходить к проблемной постановке, формулировать задачи, а затем и находить их решения. Формы выработки и получения такого интеллектуального продукта разные. Одна из них «круглый стол», но хотелось бы призвать к такой смешанной форме, как «круглый стол» с элементами мозгового штурма. Есть два типа «круглых столов». Первый тип — это когда объявляется тема, а потом с замиранием сердца все ожидают великолепных, самоутверждающих речей, которые нужно потом сложить в одну смысловую коробку, что бывает очень трудно. Есть и второй подход, когда создается проблемный смысловой коридор, в котором собравшиеся интеллектуалы решают одну задачу. Не просто изложить свою точку зрения, блеснуть в очередной раз, а внести свой изыскательский вклад в решение задачи, которая решается сообща. Причем, как любая задача, будучи только поставленной, она в этот момент решения еще не имеет. Поэтому наша сегодняшняя работа не запрограммирована на конечный очевидный результат. Мы его получим только в результате предлагаемых двух часов работы. Центр — это интеллектуальная площадка, которая не впервые подходит к проблеме истории как источника знаний, позволяющего осмысливать жизнь человека, сообщества, человечества, позволяющего отрабатывать научную методологию прогнозирования, проектирования, управления будущим. История — это и предмет изучения, и предмет науки и предмет преподавания. Участники «круглого стола» наверняка имели возможность познакомиться с нашей научно-методологической работой1 , в которой анализировалось состояние дел с преподаванием истории, с учебниками истории в России и в странах 1 Багдасарян В.Э., Абдуллаев Э.Н., Клычников В.М. и др. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. — 376 с. 6
Стр.7
С.С. Сулакшин. Вступительное слово СНГ. Главная мысль, которая из этой работы была вынесена, подтверждена и доказана и состоит в том, что учебник истории, в отличие, например, от учебника физики или химии, не может быть свободен от политической функции. Он не может быть выведен за рамки инструментария государственной политики. Это очень специфическая особенность. При этом сама тема — политика и знание, политика и преподавание, политика и вуз, политика и учебник — достаточно фундаментальна. Скажем, экономическая наука и практика абсолютно не свободны от первичной метрики добра и зла или точнее критериев, в соответствии с которыми эта политика формулируется. Знания, которые культивируются и воспроизводятся в школе и в вузе, наука, которая поставляет это знание — они тоже совершенно не свободны от практических проекций, связанных с действием института государства, с выработкой государственных политик как управленческих практик, а не только как политических шоу в борьбе за власть или самоутверждение и воспроизводство себя в этой власти. Поэтому, для «круглого стола» предлагается три смысловых направления работы. В их рамках есть целый ряд вопросов, которые сформулированы не для того, чтобы кому-то предписывать их в его намерениях на выступление, а для того, чтобы спровоцировать определенный диапазон обсуждения. Повторю, что эти вызовы не имеют пока окончательного решения. Они-то суть дискуссии и порождают, ее ядро. Диапазон вопросов довольно широк. Он затрагивает вопросы методологии учебного процесса и учебных материалов, вопросы формирования государственной политики и базовые ценностно-философские основания этих категорий, и достаточно актуальные вызовы, с которыми мы сегодня сталкиваемся и от которых, как ни хотелось бы, абстрагироваться невозможно. Существует и вопрос субъектности в поле настоящей дискуссии. Мы стремились пригласить за этот «круглый стол» ярких представителей полярных позиций. Слово предоставляется профессору Вардану Эрнестовичу Багдасаряну. 7
Стр.8