и государственно-управленческого проектирования
Центр проблемного анализа
ПАКЕТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
по проблемам
научно-экспертной поддержки
государственного управления
Москва
Научный эксперт
2010
Стр.1
УДК 340.130.53:351
ББК 66.033.141-328
П 13
П 13
Пакет законодательной инициативы по проблемам научноэкспертной
поддержки государственного управления. — М.: Научный
эксперт, 2010. — 72 с.
ISBN 978-5-91290-107-2
Пакет законодательной инициативы разработан Центром проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования (научный
руководитель В.И. Якунин) в полном соответствии с требованиями
правотворческих органов и готов для внесения в официальные процедуры
принятия в Государственную Думу РФ и Правительство РФ.
Принятие предлагаемого федерального закона позволит повысить качество
государственного управления.
Для субъектов права законодательной инициативы, органов государственной
власти, государственных, политических и общественных деятелей
и организаций.
УДК 340.130.53:351
ББК 66.033.141-328
ISBN 978-5-91290-107-2
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2010
Стр.2
Содержание
Введение .................................................................................................... 4
Часть 1. Концепция проекта федерального закона
«О научно-экспертной поддержке государственного
управления» ......................................................................................... 7
Часть 2. Проект федерального закона «О научноэкспертной
поддержке государственного управления»
и сопроводительные материалы к нему ...................................... 34
2.1. Сопроводительное письмо ..................................................... 34
2.2. Проект федерального закона «О научно-экспертной
поддержке государственного управления» ........................... 35
2.3. Пояснительная записка к проекту федерального
закона «О научно-экспертной поддержке
государственного управления» ................................................ 53
2.4. Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О научноэкспертной
поддержке государственного
управления» .................................................................................. 65
2.5. Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих изменению в связи с принятием
Федерального закона «О научно-экспертной
поддержке государственного управления» ........................... 66
Часть 3. Порядок взаимодействия с Центром
проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования ................................................ 67
3
Стр.3
Введение
Пакет законодательной инициативы по проблемам научноэкспертной
поддержки государственного управления в России,
состоит из концепции и проекта федерального закона «О научноэкспертной
поддержке государственного управления» и необходимых
в процедурах принятия сопроводительных документов.
Центр проблемного анализа и государственно-уп рав ленческого
проектирования взялся за разработку этого пакета в целях
содействия созданию более эффективной правовой модели
осуществления научно-экспертной деятельности для государственных
нужд и использования результатов этой деятельности
в реальном государственном управлении. Законопроект нацелен
на создание реальных механизмов участия наиболее профессионально
подготовленных представителей институтов гражданского
общества в процедурах разработки государственно-значимых
решений.
Был изучен обширный зарубежный опыт, проведен анализ
десятков существующих в настоящее время проблем, затрудняющих
эффективное взаимодействие науки, экспертных организаций
и представителей власти. Найдены конструктивные и сбалансированные
формулы их решения.
Пакет законодательной инициативы оформлен в соответствии
с требованиями правотворческих органов и полностью готов
к принятию.
Существуют различные варианты принятия разработанного
проекта.
Первый вариант. Внесение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации текста проекта федерального
закона с сопроводительной документацией (пояснительной
запиской, финансово-экономическим обоснованием,
перечнем актов федерального законодательства, подлежащих изменению
или принятию, и сопроводительным письмом).
Реализацию этого варианта могут осуществить носители права
законодательной инициативы: Президент РФ, депутаты Государственной
думы РФ, Правительство РФ, законодательные
4
Стр.4
собрания субъектов РФ, Совет Федерации РФ и другие. Авторыразработчики,
имея в виду, что вопрос об авторских правах на
такого рода законодательные инициативы пока что неурегулирован,
передают права на использование данной разработки инициативным
законодателям для внесения ими законопроекта в
процедуры принятия.
Второй вариант. Внесение в Правительство Российской Федерации
концепции проекта федерального закона. После рассмотрения
концепции проекта Комиссией по законопроектной
деятельности и утверждения Правительством Российской Федерации
Плана законопроектной деятельности — представление
в Правительство Российской Федерации (с последующим обсуждением
и доработкой) текста проекта федерального закона
с сопроводительной документацией (пояснительной запиской,
финансово-экономическим обоснованием, перечнем актов федерального
законодательства, подлежащих изменению или принятию,
и сопроводительным письмом).
В этом варианте авторы-разработчики инициативно передают
концепцию в Правительство Российской Федерации. Аналогичное
действие могут осуществить и иные субъекты — как в
рамках реализации права законодательной инициативы, так и в
рамках собственной гражданской инициативы.
В целом эта работа адресована прежде всего субъектам права
законодательной инициативы, которые могут сделать шаг по внесению
подготовленных документов Пакета законодательной инициативы
в процедуры принятия, а также всем заинтересованным
органам государственной власти, коммерческим и некоммерческим
организациям и их объединениям.
Адресатами являются, прежде всего, Президент Российской
Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации,
Правительство Российской Федерации, в том числе
Председатель Правительства Российской Федерации и депутаты
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации.
Кроме этого, необходимые шаги могут предпринять и высшие
должностные лица субъектов Российской Федерации, а также
авторитетные общественные, отраслевые и экспертные объединения,
в том числе Торгово-промышленная палата Российской
5
Стр.5
Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей
и все иные заинтересованные государственные, политические
и общественные деятели.
Разработчики надеются, что настоящая работа вызовет интерес
у вышеперечисленных полномочных и ответственных лиц.
Центр проблемного анализа и государственно-уп рав лен ческо
го проектирования готов к экспертному взаимодействию и
под держке таких усилий.
6
Стр.6