и государственно-управленческого проектирования
Центр проблемного анализа
Доктрина
государственной политики
противодействия коррупции
и теневой экономике
в Российской Федерации
(Макет-проект)
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 338.22:35
ББК 65.012.2
Д 89
Авторы:
Сулакшин С.С., Ахметзянова И.Р., Вилисов М.В.,
Максимов С.В., Сазонова Е.С.
Д 89
Доктрина государственной политики противодействия коррупции
и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). Монография
— М.: Научный эксперт, 2009. — 216 с.
Под общей редакцией С.С. Сулакшина
ISBN 978-5-91290-071-6
Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации»
разработан рабочей группой Центра проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования (научный руководитель
доктор политических наук В.И. Якунин) при участии специалистов ведущих
экономических, юридических и политологических научных центров
страны. Инициативный нормативно-правовой пакет отвечает требованиям
регламента законодательной процедуры и готов к официальному принятию.
Для
руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной
власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов,
научных работников, аспирантов, студентов и всех интересующихся
современными проблемами коррупции и теневой экономики.
УДК 338.22:35
ББК 65.012.2
ISBN 978-5-91290-071-6
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2009
Стр.2
Содержание
Введение ........................................................................................... 7
Часть I. Пояснительная записка к проекту
Доктрины государственной политики
противодействия коррупции и теневой
экономике в Российской Федерации..................................... 19
Часть II. Проект федерального закона
«О Доктрине государственной политики
противодействия коррупции и теневой
экономике в Российской Федерации» ................................... 37
Часть III. Доктрина государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике
в Российской Федерации ........................................................ 42
Преамбула ............................................................................................... 45
Глава 1. Общие положения ................................................................. 45
1.1. Статус Доктрины государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике
в Российской Федерации ...................................................... 45
1.2. Основные понятия ................................................................. 47
1.3. Формирование политики противодействия
коррупции и теневой экономике ........................................ 50
1.4. Ценностный выбор, цели и задачи политики
противодействия коррупции и теневой
экономике ................................................................................. 53
1.5. Приоритеты государственного управления,
вытекающие из ценностей государственной
политики противодействия коррупции
и теневой экономике .............................................................. 56
3
Стр.3
1.6. Принципы государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике ...... 57
1.7. Основные количественные целевые
и мониторируемые показатели
государственной политики противодействия
коррупции и теневой экономике ........................................ 58
1.8. Структура направлений политики
противодействия коррупции и теневой
экономике ................................................................................. 59
1.9. Основные принципы выбора решений политики
противодействия коррупции и теневой
экономике ................................................................................. 60
1.10. Периодизация планирования (периоды
реализации) Доктрины государственной
политики противодействия коррупции
и теневой экономике в Российской Федерации .............. 61
1.11. Срок действия Доктрины государственной
политики противодействия коррупции
и теневой экономике в Российской Федерации .............. 61
1.12. Головной исполнитель и иные ответственные
исполнители Доктрины государственной
политики противодействия коррупции
и теневой экономике в Российской Федерации .............. 62
Глава 2. Текущее и целевое состояние в сфере политики
противодействия коррупции и теневой экономике.
Стратегия перехода ...................................................................... 62
2.1. Текущее состояние и факторы распространения
коррупции и теневой экономики ....................................... 62
2.2. Целевой уровень коррупции и теневой экономики ...... 64
2.3. Текущее состояние государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике ...... 64
4
Стр.4
2.4. Целевое состояние государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике ...... 66
2.5. Стратегия перехода при модернизации политики
противодействия коррупции и теневой экономике ...... 67
Глава 3. Проблемы в сфере политики противодействия
коррупции и теневой экономике и их управленческие
решения ........................................................................................... 69
Глава 4. Механизм реализации политики противодействия
коррупции и теневой экономике ............................................ 113
4.1. Принципы государственного управления
политикой противодействия коррупции
и теневой экономике ............................................................ 113
4.2. Система государственного управления
политикой противодействия коррупции
и теневой экономике ............................................................ 114
4.3. Международное сотрудничество Российской
Федерации в сфере противодействия коррупции
и теневой экономике ............................................................ 118
4.4. Планирование, мониторинг и контроль
в государственном управлении политикой
противодействия коррупции и теневой
экономике ............................................................................... 121
4.5. Модернизация системы государственного
управления политикой противодействия
коррупции и теневой экономике ...................................... 123
4.6. Кадровое обеспечение реализации
государственной политики противодействия
коррупции и теневой экономике ...................................... 128
4.7. Участие граждан, негосударственных коммерческих
и некоммерческих организаций в реализации
государственной политики противодействия
коррупции и теневой экономике ...................................... 129
5
Стр.5
Глава 5. Программа правового обеспечения реализации
политики противодействия коррупции и теневой
экономике ..................................................................................... 134
5.1. Неотложные (краткосрочные) меры................................ 134
5.2. Переходный процесс ............................................................ 134
5.3. Долгосрочный механизм .................................................... 135
Часть IV. Проблемно-управленческое дерево
Доктрины государственной политики
противодействия коррупции и теневой экономике
в Российской Федерации ...................................................... 185
Часть V. Сетевая схема реализации Доктрины
государственной политики противодействия
коррупции и теневой экономике в Российской
Федерации ............................................................................... 185
Заключение .................................................................................. 186
Список нормативных правовых актов
и использованной литературы ............................................ 190
Приложение № 1 (вкладыш)
Приложение № 2 (вкладыш)
6
Стр.6
Введение
Доктрина государственной политики противодействия коррупции
и теневой экономике в Российской Федерации в данной работе
представлена как основной государственно-управленческий
документ, определяющий содержание государственной политики
в исследуемой области управления, формирующий и приводящий
в действие механизм ее исполнения. Термин «доктрина» в такой
трактовке представляет собой правовую новеллу, впрочем, как
и нормативно-организационное содержание самого документа1
.
Несмотря на совпадение термина, представляемый документ отличается
от традиционных доктрин, действующих в Российской
Федерации.
Новизна правовой формы и содержания предложенного документа
связана с тем, что решена непростая классическая проблема
государственного управления. Государство как институт в
своей управленческой практике сочетает нормативно-правовое и
политическое начала. Общеизвестен тезис революционеров о революционной
целесообразности, которая выше закона. К сожалению,
в российской практике этот принцип до конца не изжит.
Отсюда государственная политика далека от управленческой
атрибутики, непрозрачна, непролонгирована и зависит от итогов
очередных выборов высших государственных лиц, видоизменяясь
с ними, несистемна, слабо ценностно- и целеориентирована и
в целом далека от эффективного облика.
Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались
попытки разработать и реализовать те или иные
концепции противодействия коррупции и теневой экономике,
инициаторами которых выступали федеральные и региональные
структуры, отдельные политики и научные коллективы.
Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные
подходы в разной степени были ошибочными
или несвоевременными. Так, 31 июля 2008 г. Президентом РФ
утвержден Национальный план противодействия коррупции2
.
С.С. Сулакшина. Монография. М.: Научный эксперт, 2008.
2
1 Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект) / Под ред.
«Российская газета», № 164, 5 августа 2008 г.
7
Стр.7