Федеральное агентство
по культуре и кинематографии
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Российский комитет Программы ЮНЕСКО
«Информация для всех»
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации социокультурного пространства
реализации Национальной программы
поддержки и развития чтения
на локальном уровне
Пособие для руководителей библиотек
Москва
2007
УДК 028 (083.13)
ББК 78.303 я81
Р36
Рекомендации разработаны научным коллективом
под руководством доктора философских наук Э.А. Орловой
и кандидата педагогических наук Е.И. Кузьмина. <...> Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития
Р36 чтения на локальном уровне. <...> ISBN 978-5-91515-002-6
В Рекомендациях по организации социокультурного пространства
реализации Национальной программы поддержки и развития чтения
на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и
партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их
внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы. <...> Конструктивное использование библиотеками
социокультурной среды реализации программы поддержки
и развития чтения ......................................................................... 79
5
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
Успех Национальной программы поддержки и развития чтения зависит от качества ее реализации на уровне регионов. <...> Общие политические, концептуальные, целевые и методологические рамки для деятельности по поддержанию и развитию чтения
определяет Национальная программа, которая конкретизируется
исходя из особенностей каждого региона. <...> Целями Национальной программы в целом и любого ее регионального варианта является приобщение к чтению, пользованию библиотеками, книжными магазинами, Интернетом широкой общественности,
повышение уровня читательской компетенции, престижа чтения, формирование упорядоченного, устойчивого <...>
Рекомендации_по_организации_социокультурного_пространства_реализации_Национальной_программы_поддержки_и_развития_чтения_на_локальном_уровне.pdf
Федеральное агентство
по культуре и кинематографии
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Российский комитет Программы ЮНЕСКО
«Информация для всех»
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по организации социокультурного пространства
реализации Национальной программы
поддержки и развития чтения
на локальном уровне
Пособие для руководителей библиотек
Москва
2007
Стр.1
УДК 028 (083.13)
ББК 78.303 я81
Р36
Рекомендации разработаны научным коллективом
под руководством доктора философских наук Э.А. Орловой
и кандидата педагогических наук Е.И. Кузьмина.
Рекомендации по организации социокультурного пространР36
ства
реализации Национальной программы поддержки и развития
чтения на локальном уровне. –М.:МЦБС, 2007. – 88 с.
ISBN 978-5-91515-002-6
В Рекомендациях по организации социокультурного пространства
реализации Национальной программы поддержки и развития чтения
на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и
партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их
внешней среды, описываются технологии организации общественности
для участия в реализации программы.
Предназначенные прежде всего для руководителей библиотек,
Рекомендации могут быть использованы другими институтами поддержки
и развития чтения, а также органами управления при разработке
других проектов и программ в социокультурной сфере.
УДК 028 (083.13)
ББК 78.303 я81
.
ISBN 978-5-91515-002-6
© МОО «МЦБС»
© Э.А. Орлова, Е.И. Кузьмин
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Социокультурная среда реализации национальной
программы поддержки и развития чтения ................................... 6
Основания упорядочения внешней среды реализации программы........ 9
Цели и задачи формирования и поддержания организованного
социокультурного пространства чтения ............................................ 12
Культурные факторы формирования социокультурного
пространства чтения ...................................................................... 14
Раздел 1. Отношения библиотеки с деловыми партнерами
в ходе реализации программ поддержки и развития чтения
Выявление потенциальных деловых партнеров библиотек ......... 17
Стадии формирования внешних связей библиотек ........................... 19
Определение потенциальных партнеров и пользователей ............. 19
Совместное установление принципов взаимодействия ................ 20
Организация коммуникации ....................................................... 21
Механизмы подержания отношений ........................................... 22
Организация отношений с партнерами ....................................... 22
Роль руководителей библиотек в формировании
социокультурной среды реализации программы
поддержки и развития чтения ......................................................... 24
Способы упорядочения внешней среды для реализации
программы поддержки и развития чтения......................................... 25
Мониторинг проблем, связанных с реализацией
программы поддержки и развития чтения ................................... 26
Формирование целей и разработка проектов
или мероприятий, связанных с реализацией
программы поддержки и развития чтения.................................... 27
Организация коммуникации ........................................................ 27
Отношения с партнерами.............................................................29
3
Стр.3
Отчетность библиотеки перед партнерами
и общественностью о ходе реализации
программы поддержки и развития чтения.....................................31
Оценка результатов формирования социокультурного
пространства чтения................................................................... 32
Формы реализации связей библиотеки с внешним
социокультурным окружением в ходе реализации программы............ 34
Привлечение общественного внимания,
продвижение проектов и реклама................................................ 34
Пресса – конференции и приемы................................................ 35
Посещение объектов .................................................................. 37
Зарубежные поездки .................................................................. 40
Партнерские отношения в проблемных ситуациях ............................. 40
Примерный план внешних мер в проблемных ситуациях............... 42
Политика библиотеки в проблемной ситуации.............................. 43
Раздел II. Организация общественности для участия
в реализации программы поддержки и развития чтения............ 45
Социальное участие: общие характеристики ..................................... 46
Структурный и динамический аспекты......................................... 46
Технологический и мобилизационный аспекты............................. 47
Объект социального участия ....................................................... 47
Масштабы социального участия.................................................. 47
Формы социального участия....................................................... 47
Фаза активизации социального участия ...................................... 48
Факторы стимулирования социального участия ........................... 48
Социальное участие в различных секторах
реализации программы .............................................................. 49
4
Стр.4
Библиотеки как инициаторы социального участия при реализации
программы поддержки и развития чтения......................................... 50
Адресаты социального участия.....................................................53
Локальные сообщества .............................................................. 53
Лидеры общественного мнения................................................... 54
Независимые............................................................................. 54
Несогласные.............................................................................. 55
Организация участия социально слабо защищенных групп............ 59
Технологии организации социального участия при реализации
программы поддержки и развития чтения......................................... 62
Определение целей социального участия,
связанного с чтением................................................................. 62
Принципы взаимодействия в ситуации социального
участия, связанного с развитием чтения ..................................... 64
Организация социального участия: совместные
действия и общественное мнение ............................................... 68
Способы осуществления социального участия в рамках
реализации программы поддержки и развития чтения....................... 73
Ориентация на контроль ............................................................. 75
Ориентация на «самоорганизацию» ............................................. 76
Заключение. Конструктивное использование библиотеками
социокультурной среды реализации программы поддержки
и развития чтения......................................................................... 79
5
Стр.5