Э. А. Орлова
РЕКОМЕНДАЦИИ
по повышению уровня читательской компетентности
в рамках Национальной программы
поддержки и развития чтения
Пособие для работников образовательных учреждений
Москва
2008
УДК 028(083.13)
ББК 78.303я81
Р36
Рекомендации разработаны по заказу Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (МЦБС) и Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при финансовой
поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Научные редакторы: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова
Орлова Э. А. <...> В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения
охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности
членов российского общества. <...> Предпосылки формирования социально
необходимого уровня читательской компетентности.........................30 <...> Грамотность, общекультурная и читательская компетентность, умение работать с текстами разных типов, решать
интеллектуальные задачи и проблемы – все это необходимо современным людям в их частной жизни, в общественной и профессиональной деятельности. <...> Их некомпетентность может
приводить и уже приводит к негативным последствиям из-за непродуманных социально значимых решений, неумения грамотно
выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и
смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках. <...> 4
С начала 1990-х гг. в развитых странах, где информационное
общество стало реальностью, осуществляется его упорядочение
за счет создания информационных магистралей, оцифровки культурного наследия, построения образовательных порталов, развития дистанционных форм обучения. <...> Помимо модернизации систем
образования и построения информационно-библиотечных сетей
на уровне государства и общественных организаций ставятся и
решаются задачи, связанные с повышением уровня читательской
компетентности <...>
Рекомендации_по_повышению_уровня_читательской_компетентности_в_рамках_Национальной_программы_поддержки_и_развития_чтения.pdf
Э. А. Орлова
РЕКОМЕНДАЦИИ
по повышению уровня читательской компетентности
в рамках Национальной программы
поддержки и развития чтения
Пособие для работников образовательных учреждений
Москва
2008
Стр.2
УДК 028(083.13)
ББК 78.303я81
Р36
Рекомендации разработаны по заказуМежрегионального центра
библиотечного сотрудничества (МЦБС) и Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при финансовой
поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Научные редакторы: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова
Р36
Орлова Э. А.
Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности
в рамках Национальной программы поддержки и развития
чтения. – М.: МЦБС, 2008. – 72 с.
В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности
в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения
охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному
чтению, повышением уровня читательской компетентности
членов российского общества. Рекомендации составлены на основе обобщения
теоретических и прикладных разработок, результатов экспериментов,
осуществляемых отечественными специалистами в области
социальных наук, образования, библиотечного дела. Они предназначены
для работников учебных заведений, принимающих участие в реализации
Программы.
УДК 028(083.13)
ББК 78.303я81
ISBN 978-5-91515-021-7
© Орлова Э. А., 2008
© МЦБС, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................4
1. Проблемная ситуация в области обучения чтению....................7
1.1. Истоки проблемной ситуации..........................................................8
1.2. Необходимость смены образовательных парадигм....................11
2. Содержание парадигматических изменений
в сфере образования..........................................................................17
2.1. Основные направления изменений ..............................................17
2.2. Общеметодологические принципы обучения чтению,
работе с письменными текстами..........................................................19
2.3. Условия, необходимые для организации систематического
обучения работе с письменными текстами.........................................22
2.4. Институциональная организация
информационных ресурсов ..................................................................24
3. Возможности образовательных учреждений
в формировании читательской компетентности ..........................27
3.1. Субъекты обучения ........................................................................29
3.2. Предпосылки формирования социально
необходимого уровня читательской компетентности.........................30
3.3. Организация читательской среды на базе
образовательных учреждений..............................................................36
4. Технологии формирования читательской
компетентности ...................................................................................40
4.1. Требования к агентам обучения
эффективному чтению..........................................................................40
4.2. Принципы обучения чтению...........................................................42
4.3. Стратегия чтения............................................................................47
4.4. Затруднения, возникающие при чтении,
и способы их преодоления....................................................................51
5. Работа с письменными источниками информации..................54
5.1. Классификация письменных документов ....................................54
5.2 Поиск письменной информации.....................................................58
5.3. Подготовка письменных текстов...................................................59
5.4. Технологии подготовки письменных текстов ...............................63
6. Требования к реализации учебных программ, связанных
с формированием читательской компетентности........................68
Заключение ..........................................................................................70
3
Стр.4