Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Аналитический центр Юрия Левады <...> В основу издания положены данные общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады
(«Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. <...> Анализируются изменения картины массового
чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами
«перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно
обозначившиеся в 2000-е гг. <...> Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России. <...> Издание приурочено к началу Второй Всероссийской конференции
«Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 20–21 ноября 2008). <...> Выборка данного исследования
репрезентативна по следующим параметрам:
пол;
возраст;
уровень образования;
регион;
размер населенного пункта. <...> Общий объем выборки (2000 респондентов) распределен
между всеми стратами пропорционально численности взрослого
населения каждой страты. <...> 4
Исследование проводилось на дому у респондентов методом
личного интервью. <...> СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СДВИГИ 1990-х – 2000-х ГОДОВ
Картина массового чтения россиян – в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», тогдашним повышенным
спросом на прежде недоступную культурную продукцию, небывалым
взлетом тиражей газет, тонких и толстых журналов – на протяжении
1990-х и, особенно, 2000-х годов заметно изменилась. <...> Эти процессы
проходили на фоне крупномасштабных и противоречивых экономических изменений (внедрение начал рыночной экономики, обеднение большинства групп российского населения), сдвигов в системе
политических институтов (внешняя демократизация, которая во многом повлекла за собой массовую потерю доверия к социальным институтам вообще, включая, среди прочих, школу и библиотеку). <...> Мы
считаем важным привлечь внимание к следующим <...>
Чтение_в_России_-_2008._Тенденции_и_проблемы.pdf
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Аналитический центрЮрия Левады
Б. В. Дубин,Н. А. Зоркая
ЧТЕНИЕ В РОССИИ–2008
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Москва
2008
Стр.2
УДК 316.74:028(470+571)
ББК 60.562.1(2Рос)
Ч 77
Издание подготовлено и выпущено при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и
при содействииМежрегионального центра библиотечного сотрудничества
и Российского комитетаПрограммыЮНЕСКО «Информация
для всех»
Редакторы: Е.И. Кузьмин, А. В.Паршакова
Ч 77
Дубин Б. В., ЗоркаяН. А.
Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы. –М.:Межрегиональный
центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.
Воснову издания положеныданные общероссийского опроса, проведенного
в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады
(«Левада-Центр») по заказуФедерального агентства по печати имассовым
коммуникациям. Анализируются изменения картины массового
чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами
«перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно
обозначившиеся в 2000-е гг.Основные проблемыи тенденции в массовом
чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных
изменений в России.
Издание приурочено к началуВторойВсероссийской конференции
«Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы»
(Москва, 20–21 ноября 2008).
УДК 316.74:028(470+571)
ББК 60.562.1(2Рос)
ISBN 978-5-91515-023-1
©Левада-Центр, 2008
©Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика исследования ............................................ 4
Социокультурные сдвиги 1990-х – 2000-х гг. ................................. 5
Изменения в издании и распространении печати......................... 8
Частота и активность чтения сегодня........................................... 11
Чтение газет ............................................................................ 14
Чтение журналов .................................................................... 17
Чтение книг ............................................................................ 21
Чтение и досуг россиян................................................................. 29
Чтение в контексте других носителей информации.................... 32
Читательская самооценка и удовлетворенность чтением............ 34
Каналы получения информации о книгах ................................... 38
Каналы получения книг ................................................................ 40
Домашние библиотеки.................................................................. 55
Чтение в контексте семейных и дружеских коммуникаций........ 59
Пользование государственными библиотеками .......................... 63
Основные выводы ......................................................................... 67
3
Стр.4