Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Символика стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания". Статья

0   0
Первый авторИрхин Валентин Юрьевич
АвторыКацнельсон Михаил Иосифович
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID13078
АннотацияАнализируется символический ряд стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания". Несмотря на небольшой объем и внешне "светскую" тематику, стихотворение в каждой строчке насыщено "эзотерическими" символами, важными для описания духовного пути человека. Именно в таком ракурсе рассматривается природа мужского и женского начала. В сопоставлении с Библией и каноническими текстами других религий обсуждается использование Тарковским символики одежды, света и тьмы, зеркала, воды и др.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей, которые интересуются философскими вопросами современной науки, ее связями с психологией, искусством и религией.
Ирхин, В.Ю. Символика стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания". Статья / М.И. Кацнельсон; В.Ю. Ирхин .— : [Б.и.], 2005 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13078 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Символика стихотворения Арс. <...> В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон И с того самого дня, говоря «хороший рассказ», Люси всегда подразумевает тот, который напоминает ей забытую историю из книги Чародея. <...> Повседневный, расхожий, бытовой язык обслуживает функционирование личности как «продукта общественных отношений», то есть поверхностной псевдоиндивидуальности, созданной (навязанной) обществом. <...> Согласно практически всем традиционным религиям и учениям, корни личности уходят куда глубже. <...> 3:16) Язык священных текстов, язык Писания предназначен для установления связи между Божественным и человеческим в каждой личности и для установления связи между личностями на их самом глубоком уровне - на уровне «Христа, обитающего в нас». <...> В высших своих проявлениях «светский», «мирской» язык есть язык поэтический. <...> В сущности, настоящие поэты – это пророки, а творимая ими высокая поэзия граничит со священными текстами. <...> Здесь мы попытаемся выделить и исследовать символы, составляющие основу одного из прекраснейших стихотворений XX века в русской поэзии – стихотворения Арс. <...> Тарковского «Первые свидания»: Свиданий наших каждое мгновенье, Мы праздновали, как богоявленье, Одни на целом свете. <...> Ты была Смелей и легче птичьего крыла, По лестнице, как головокруженье, Через ступень сбегала и вела Сквозь влажную сирень в свои владенья С той стороны зеркального стекла. <...> На свете все преобразилось, даже Простые вещи - таз, кувшин, - когда Стояла между нами, как на страже, Слоистая и твердая вода. <...> Пред нами расступались, как миражи, Построенные чудом города, Сама ложилась мята нам под ноги, И птицам с нами было по дороге, 2 И рыбы поднимались по реке, И небо развернулось перед нами... <...> Вместо этого сосредоточимся на метафизической стороне, на том, что скрыто за строчками (так же, как метафизическое скрыто за физическим, т.е. за природным <...>
Символика_стихотворения_Арс._Тарковского_Первые_свидания._Статья.pdf
Символика стихотворения Арс. Тарковского «Первые свидания» В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон И с того самого дня, говоря «хороший рассказ», Люси всегда подразумевает тот, который напоминает ей забытую историю из книги Чародея. (К. С. Льюис) То, что не оформлено в словах, еще не стало частью человеческого мира, в основе которого - Слово (Иоан. 1:1). Именно язык обеспечивает возможность человеческого сознания (буквально: со-знания, то есть существенно «коллективного» явления). Повседневный, расхожий, бытовой язык обслуживает функционирование личности как «продукта общественных отношений», то есть поверхностной псевдоиндивидуальности, созданной (навязанной) обществом. Согласно практически всем традиционным религиям и учениям, корни личности уходят куда глубже. Личность коренится в Божественном, в «истинной Реальности». Говоря языком упанишад, Атман есть Брахман. Мысль о глубокой связи и взаимном переплетении Божественного и человеческого является одной из ключевых и в христианской традиции. Однако реализация этих положений – долгий и трудный путь. Его этапами и целями являются обращение, преображение, обожение («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»). В Новом Завете говорится о присутствии в человеке всех ипостасей Троицы: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (К Ефесянам 4:6). «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор.13:5). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16) Язык священных текстов, язык Писания предназначен для установления связи между Божественным и человеческим в каждой личности и для установления связи между личностями на их самом глубоком уровне - на уровне «Христа, обитающего в нас». В высших своих проявлениях «светский», «мирской» язык есть язык поэтический. В сущности, настоящие поэты – это пророки, а творимая ими высокая поэзия граничит со священными текстами. Но нам, поэтам, должно, стоя под Божьей Грозою ужасной с главой непокрытой, Ловить лучи Отца, Его самого И в ваш язык небес дары Нести в ладонях, окутав их в песни. (Ф. Гельдерлин, ср. 2 Кор. 3:12-18) 1
Стр.1