Символика стихотворения Арс. <...> В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон
И с того самого дня, говоря «хороший рассказ»,
Люси всегда подразумевает тот, который
напоминает ей забытую историю из книги Чародея. <...> Повседневный,
расхожий,
бытовой
язык
обслуживает
функционирование личности как «продукта
общественных
отношений»,
то
есть
поверхностной
псевдоиндивидуальности,
созданной (навязанной) обществом. <...> Согласно
практически всем традиционным религиям и
учениям, корни личности уходят куда глубже. <...> 3:16)
Язык священных текстов, язык Писания предназначен для установления связи между
Божественным и человеческим в каждой личности и для установления связи между
личностями на их самом глубоком уровне - на уровне «Христа, обитающего в нас». <...> В
высших своих проявлениях «светский», «мирской» язык есть язык поэтический. <...> В
сущности, настоящие поэты – это пророки, а творимая ими высокая поэзия граничит со
священными текстами. <...> Здесь мы попытаемся выделить и исследовать символы, составляющие основу одного из
прекраснейших стихотворений XX века в русской поэзии – стихотворения Арс. <...> Тарковского «Первые свидания»:
Свиданий наших каждое мгновенье,
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. <...> Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла. <...> На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода. <...> Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
2
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось перед нами... <...> Вместо этого сосредоточимся на метафизической стороне, на том, что скрыто за
строчками (так же, как метафизическое скрыто за физическим, т.е. за природным <...>
Символика_стихотворения_Арс._Тарковского_Первые_свидания._Статья.pdf
Символика стихотворения Арс. Тарковского «Первые свидания»
В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон
И с того самого дня, говоря «хороший рассказ»,
Люси всегда подразумевает тот, который
напоминает ей забытую историю из книги Чародея.
(К. С. Льюис)
То, что не оформлено в словах, еще не стало
частью человеческого мира, в основе которого
- Слово (Иоан. 1:1). Именно язык обеспечивает
возможность человеческого сознания
(буквально: со-знания, то есть существенно
«коллективного» явления). Повседневный,
расхожий, бытовой
язык обслуживает
функционирование личности как «продукта
общественных отношений», то есть
поверхностной
псевдоиндивидуальности,
созданной (навязанной) обществом. Согласно
практически всем традиционным религиям и
учениям, корни личности уходят куда глубже.
Личность коренится в Божественном, в
«истинной Реальности». Говоря языком
упанишад, Атман есть Брахман. Мысль о
глубокой связи и взаимном переплетении
Божественного и человеческого является одной
из ключевых и в христианской традиции.
Однако реализация этих положений – долгий и
трудный путь. Его этапами и целями являются
обращение, преображение, обожение («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»). В
Новом Завете говорится о присутствии в человеке всех ипостасей Троицы:
«Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (К Ефесянам 4:6).
«Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем
должны быть» (2 Кор.13:5).
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16)
Язык священных текстов, язык Писания предназначен для установления связи между
Божественным и человеческим в каждой личности и для установления связи между
личностями на их самом глубоком уровне - на уровне «Христа, обитающего в нас». В
высших своих проявлениях «светский», «мирской» язык есть язык поэтический. В
сущности, настоящие поэты – это пророки, а творимая ими высокая поэзия граничит со
священными текстами.
Но нам, поэтам, должно, стоя под Божьей
Грозою ужасной с главой непокрытой,
Ловить лучи Отца, Его самого
И в ваш язык небес дары
Нести в ладонях, окутав их в песни.
(Ф. Гельдерлин, ср. 2 Кор. 3:12-18)
1
Стр.1