Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Златовратский Николай Николаевич - известный писатель-народник (1845 - 1911), родом из
Владимира. Отец его был чиновником канцелярии губернского предводителя дворянства, но по
образованию и происхождению, как и мать Златовратского, принадлежал к духовному сословию. В
конце 50-х гг. он, при содействии предводителя дворянства, открыл публичную библиотеку, в
заведовании которой ему помогал сын, учившийся в то время в местной гимназии. Затевал также отец
Златовратского издавать "Владимирский Вестник", в котором должен был принять участие Добролюбов -
товарищ по педагогическому институту и интимный друг одного из двух братьев отца Златовратского.
Эти дядья, в связи с частыми и продолжительными поездками к деревенским родственникам, рано
возбудили в Златовратском страстный интерес к народной жизни. Пошатнувшиеся дела отца помещали
Златовратскому поступить в Московский университет и окончить курс в Петербургском
технологическом институте; все время приходилось тратить на тяжелую борьбу с нуждой. В 1866 г. он
случайно попал в корректоры "Сына Отечества". Это пробудило в нем страсть к писательству, которому
он с увлечением предавался еще в гимназии. Рассказ из народной жизни: "Падеж скота" был принят в
"Искру" В.М. Курочкина; такие же небольшие рассказы были помещены в "Будильнике", "Неделе",
"Новостях" и впоследствии составили книжку: "Маленький Щедрин". Напечатанная в "Отечественных
Записках" повесть "Крестьяне-присяжные" сразу создала Златовратскому литературное положение. Из
позднейших произведений Златовратского наибольшее внимание обратили на себя тоже напечатанные в
"Отечественных Записках" обширная "история одной деревни" - "Устои" и очерки "Деревенские
будни". Собрание его сочинений вышло в 1884 - 89 и 1891 г., и с 1911 г. выходит в издании
"Просвещения" (появилось 8 т.). В 1909 г. Златовратский был избран почетным академиком. После Глеба
Успенского Златовратский - наиболее известный из представителей "мужицкой беллетристики", заметно
отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 40-х и 50-х годов. В сравнении с ней
сочинения Златовратского, по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению
крестьянского быта, по языку, представляют несомненный шаг вперед. Писатели 40-х годов, задавшись
целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нем мужика; то, что свойственно только
крестьянину, у них отражения не находило. По словам Златовратского, художественная литература наша
не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни
общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов - этих выразительнейших
и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ,
отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал
("Деревенские будни"). Ревностнее других представителей "мужицкой беллетристики" Златовратский
старается дать картину именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные
произведения - ценное пособие для всестороннего понимания народных "устоев": это своего рода
энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит нас именно в те мелочи,
которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше
характеризуют основной фон народной жизни, нежели разные исключительные положения. Не всегда
одинаково ярко, но всегда добросовестно ищет Златовратский народные "устои" не только там, где они
ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно открыть в массе посторонних
наслоений и подробностей "деревенских буден". Приемы, при помощи которых Златовратский старается
уловить народные "устои", трудно подвести под установившиеся литературные формы: это очень
своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, подчас даже статистики. Автор мало
заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача уразуметь изобразить и правду
народной жизни. При всем желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике,
существеннейшей особенностью Златовратского остается значительная доля идеализации. В этом
отношении он составляет полную противоположность с Глебом Успенским, который не останавливается
перед тем, чтобы подчас сказать самую горькую правду о мужике. Идеализация Златовратского,
впрочем, зависит не столько от того, что он закрывает глаза на несимпатичные стороны народной жизни,
сколько от стремления во всякой мелочи крестьянского житья-бытья видеть глубокие, стихийные
"устои"; серенький мужичок сплошь да рядом превращается у Златовратского в какого-то эпического
Микулу Селяниновича, который часто даже говорит былинным складом и чуть не белыми стихами. -
Литературу о Златовратском см. у Венгерова "Исторического словаря русской письменности", и у
Владиславлева "Русские писатели".
С. Венгеров.
Стр.1