Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Жукова М. С.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID12893
АннотацияОб авторе (Жукова Мария Семеновна).
Кому рекомендованоОб авторе
Жукова М. С.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12893 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЖУКОВА, Мария Семеновна [1804, Нижегородская губ.- 14(26). <...> Вошла в историю литературы как талантливый беллетрист, автор романтических повестей, путевых очерков. <...> В этом городке и деревне, принадлежавшей отцу, прошло детство писательницы. <...> Ее судьба и творчество были теснейшими узами связаны с жизнью русской провинции, в облике которой <...> Ж. умела видеть не только приметы затхлости и пошлости существования, но и трогательное обаяние. <...> Семья Зева-киных была большая, обладала ограниченными средствами, поэтому отец не мог дать детям хорошее образование. <...> В детстве Ж. обучал дьякон, она сама пополняла свои знания чтением, но блестящее образование, вероятно, получила так же, как и ее героини-провинциалки, воспитанные в богатых дворянских семьях. <...> Известно, что княгиня С. А. Голицына (урожденная Корсакова), одна из образованнейших женщин своего времени, писательница, художница, покровительствовала Ж. <...> В доме Корсаковых, нижегородских помещиков, скорее всего и воспитывалась Ж.: вместе с будущей княгиней Голицыной обучалась иностранным языкам, живописи, музыке, литературе. <...> В петербургском доме княгини, где собиралось избранное общество, часто бывала и даже жила Ж., приезжая в столицу. <...> Голицыной был посвящен и первый литературный труд писательницы -- сборник повестей "Вечера на Карповке" (1837--1838), получивший высокую оценку В. Г. Белинского, отметившего способность автора писать "живым языком сердца" (Полн. собр. соч.-- Т. <...> В основе сюжетов лежит, как правило, история бедной воспитанницы в аристократическом доме или перипетии судьбы и разрушенное личное счастье молодой и прекрасной, но небогатой девушки, оказавшейся в свете. <...> Здесь остро ощутим личный жизненный опыт писательницы, рано осознавшей свое фактическое положение рядом с богатой "благодетельницей". <...> Проблема социального неравенства так или иначе отразилась во всех повестях Ж. <...> (1837), "Самопожертвование" (1840), "Черный <...>
Жукова_М._С._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЖУКОВА, Мария Семеновна [1804, Нижегородская губ.- 14(26).IV.1855, Саратов] -- прозаик. Вошла в историю литературы как талантливый беллетрист, автор романтических повестей, путевых очерков. Ж. родилась в семье провинциального чиновника. Отец Ж. С. С. Зевакин служил уездным стряпчим в Арзамасе. В этом городке и деревне, принадлежавшей отцу, прошло детство писательницы. Ее судьба и творчество были теснейшими узами связаны с жизнью русской провинции, в облике которой Ж. умела видеть не только приметы затхлости и пошлости существования, но и трогательное обаяние. Семья Зева-киных была большая, обладала ограниченными средствами, поэтому отец не мог дать детям хорошее образование. В детстве Ж. обучал дьякон, она сама пополняла свои знания чтением, но блестящее образование, вероятно, получила так же, как и ее героини-провинциалки, воспитанные в богатых дворянских семьях. Известно, что княгиня С. А. Голицына (урожденная Корсакова), одна из образованнейших женщин своего времени, писательница, художница, покровительствовала Ж. В доме Корсаковых, нижегородских помещиков, скорее всего и воспитывалась Ж.: вместе с будущей княгиней Голицыной обучалась иностранным языкам, живописи, музыке, литературе. В петербургском доме княгини, где собиралось избранное общество, часто бывала и даже жила Ж., приезжая в столицу. Голицыной был посвящен и первый литературный труд писательницы -- сборник повестей "Вечера на Карповке" (1837--1838), получивший высокую оценку В. Г. Белинского, отметившего способность автора писать "живым языком сердца" (Полн. собр. соч.-- Т. II.-- С. 574). В основе сюжетов лежит, как правило, история бедной воспитанницы в аристократическом доме или перипетии судьбы и разрушенное личное счастье молодой и прекрасной, но небогатой девушки, оказавшейся в свете. Здесь остро ощутим личный жизненный опыт писательницы, рано осознавшей свое фактическое положение рядом с богатой "благодетельницей". Проблема социального неравенства так или иначе отразилась во всех повестях Ж. Ж. рано вышла замуж, лет 17--18 (не позже 1822 г.), но брак не был счастливым. Тягостные раздумья и мучительные душевные переживания, вызванные неудачным замужеством, сказались в творчестве. Героини ее повестей "Провинциалка" (1837), "Медальон" (1837), "Самопожертвование" (1840), "Черный демон" (1840) глубоко несчастливы; в результате рокового стечения обстоятельств они часто вынуждены идти на разного рода нравственные компромиссы, отказываться от любви, сохраняя верность долгу. Однако, с точки зрения автора, дружеские чувства, благодарность, "самопожертвование" не могут заменить счастья. Сюжетные коллизии, выстроенные в значительной степени под влиянием традиций романтизма, вместе с тем отражали остросовременные проблемы, в частности положение женщины в сфере общественных, семейных и личных отношений. До 1830 г. Ж. жила в провинции. Неизвестно точно, где провела она время с 1830 по 1837 г., но, вероятнее всего, в Петербурге (сюда в 1830 г. был переведен ее отец). Ровесница жен декабристов, она отстаивала в своих произведениях право женщины на независимость суждений и самостоятельность духовной жизни. В повести "Мои курские знакомцы" (1840) она восклицает: "Дайте женщинам одинаковые нравственные права с вами, господа мужчины!.." (Повести.-- Ч. II.-- С. 221). Авторская позиция не просто декларируется -- идеи женской эмансипации определяют судьбы героинь Ж., в своем стремлении к самоутверждению сумевших преодолеть семейственную замкнутость: Наденька ("Мои курские знакомцы") посвящает свою жизнь служению ближнему, а Лиза ("Самопожертвование") открывает школу. У самой Ж. семья рано разрушилась. Она горячо любила своего единственного сына, но расстроенное здоровье принудило ее расстаться с ним: в 1838 г. Ж. уезжает за границу. "Очерки южной Франции и Ниццы", вышедшие в 1844 г., свидетельствуют о том, что она прожила за границей около трех лет, периодически возвращаясь в Петербург к сыну. В "Очерках..." отразились живые впечатления наблюдательной путешественницы, "...в них не говорится, не рассуждается ни о каких предметах общественных...", но увлекательно, "просто, без претензий" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. VIII.-С. 422) описывается все, что встречается на пути. По свидетельству Белинского, это лучшее, что было написано в жанре путевых заметок после Н.М. Карамзина. С 1843 г. Ж., по-видимому, безвыездно жила в России, попеременно то в Петербурге, то в Саратове, сотрудничала в журналах "Отечественные записки", "Современник", "Сын отечества", "Библиотека для чтения" и в "Литературной газете". Более поздние произведения писательницы носят характер примирения с жизнью, в них все реже встречается едкая горечь рассуждений, свойственная ранним повестям. Подобно Серафиме из повести "Черный демон", она могла бы сказать о себе, что и ее "черный демон" "умолк". Убежище от всех жизненных треволнений ей видится в природе и религии. Ее героини находят отдохновение у "подножия алтаря". После 1844 г. Ж. публикует еще несколько повестей: "Эпизод из жизни деревенской дамы" (1847), "Наденька" (1853) и др., но они остались почти не замечены критикой. Здоровье писательницы, подорванное жизненными невзгодами, ухудшалось из-за прогрессировавшего туберкулеза легких. Весной 1855 г. она скончалась. Оценивая характер таланта Ж., Белинский отмечал склонность автора к идеализации жизни, а нередко и к резонерству. О повести "Мои
Стр.1