ВОРОВСКИЙ, Вацлав Вацлавович, литературный и партийный псевдонимы -- Важный, В. В., П.
Орловский, Кентавр, Мухомор,Ю. Адамович, Оптимист, Профан, Тарантул, Фавн, Фантазер, Черномор
и др. [15(27).X.1871, Москва -- 10.V.1923, Лозанна; похоронен в Москве на Красной площади] -публицист,
литературный критик, журналист, партийный и государственный деятель. Родился в семье
польского инженера. После окончания гимназии в 1890 г. поступил на физико-математический факультет
Московского университета, откуда перешел в Московское Техническое училище, из которого был
исключен вследствие ареста в 1897 г. В годы учебы принимал активное участие в студенческом
движении, входил в Московский "Рабочий союз". В 1899 г. последовала ссылка в Вятскую губ., где и
были им сделаны первые шаги на литературном поприще: написана не дошедшая до нас статья о М.
Горьком, задумана работа о Чехове. Здесь же началась деятельность его как партийного публициста: в
1901 г. в журнале "Жизнь" появилось "Письмо в редакцию", высмеивающее вождя "легальных
марксистов" П. Струве. На "Письмо..." обратил внимание В. И. Ленин (см.: Полн. собр. соч.-- Т. 6.-- С.
175).
Первая дошедшая до нас литературно-критическая работа В.-- статья о М. Горьком (Вестник
Европы.-- 1901.-- No 11). Написанная в ответ либеральному критику К. Ляцкому, как и мн. др.,
отождествившему мировоззрение, автора и его героев-босяков, она давала подробное объяснение причин
обращения писателя к этому социальному слою. В самой реальной жизни Горький не мог еще обнаружить
"такой общественной силы, кот. могла бы воплотить излюбленные им нравственные качества" (Воровский
В. В. Эстетика. Литература. Искусство.-- М., 1975.-- С. 148). В написанной в это же время, но не
напечатанной статье "Раскол в "темном царстве"" критик дал сравнительную характеристику пьес С.
Найденова "Дети Ванюшина" и М. Горького "Мещане".
С 1902 г. В. за границей. Он агент и автор ленинской "Искры". На II съезде РСДРП принимает
сторону большевиков, участвует в III и IV съездах. С 1904 г. постоянно сотрудничает в легальной и
нелегальной марксистской прессе -- газетах "Наша мысль", "Вестник жизни", "Зритель", "Молодая
Россия", "Простые речи", "Тернии труда", "Труд", "Волна", "Новый луч", "Казарма" и др. В
"Образовании" (1906.-- No 4) помещает статью "Мятущиеся" и "мечущиеся", в которой развенчивает
претензии идеологов либеральной буржуазии (в частности, Н. Бердяева) на наследование идей
революционеров-шестидесятников. В "Правде" (1905.-- No 7) в статье "Лишние люди", проанализировав
произведения Надсона, Минского, Гаршина, Г. Успенского, проследил эволюцию либерально-буржуазной
интеллигенции на протяжении двух десятилетий, завершившуюся появлением чеховских "лишних
людей", страдающих "разладом сознания и воли", не способных "ставить себе цели" (С. 435).
Наиболее плодотворным в литературно-критической деятельности В. был т. н. "одесский период",
когда он вел партийную работу на юге России и активно печатался в местных легальных и нелегальных
изданиях. Только в "Одесском обозрении" им было опубликовано более 300 заметок, фельетонов,
рецензий. В одном из откликов он привлек для сопоставительного анализа работу В. И. Ленина
"Материализм и эмпириокритицизм" (см. его отзыв на кн.: Фервори Макс. Естествознание и
миросозерцание. Проблема жизни.), что дало ему возможность выступить с критикой махизма.
Одновременно он регулярно публикуется в марксистских сборниках: "Вопросы тактики" (1907), "О
веяниях времени" (1908), "Литературный распад" (1909), "Из истории новейшей русской
литературы" (1910).
Революция и период реакции позволяют ему увидеть дальнейшую эволюцию либеральной
интеллигенции, продолжавшей усиленно подчеркивать антибуржуазную направленность своих
произведений и. программ. В. вскрыл разницу между подлинной антибуржуазностью рабочих и
анархическим настроением мелкобуржуазных интеллигентов ("О "буржуазности" модернистов", 1908;
"Базаров и Санин. Два нигилизма", 1909). Итог своим размышлениям о Чехове В. подвел в статьях "А. П.
Чехов" и "А. П. Чехов и русская интеллигенция" (обе -- 1910). В его творчестве критик ценил "холодную
безжалостность анатома" (С. 480) в анализе действительности, но одновременно В. усматривал
недостаточную глубину в освещении Чеховым "причины, смысла и тенденции" (С 336) современной
жизни, хотя, отмечал В., Чехов обладал той зоркостью исторического зрения, которая позволила ему в
конце жизни стать провозвестником "надвигающегося нового" (С. 483). В Чехове он видел безжалостного
отрицателя современного строя, определил его метод как "строгий реализм" (С. 481).
Критерием оценки художника для В. всегда служила степень полноты и всесторонность
отражения ведущих процессов действительности. Ограниченность метода критического реализма, не
справлявшегося с изображением складывающейся новой действительности, определило отношение В. к
"архиреальной" "Деревне" Бунина, явившейся "своего рода исследованием о причинах памятных
неудач" ("Литературные наброски. Апрель 1911".-- С. 344), Деревня, писал В., была представлена
Буниным "не со всех сторон" (С. 343), поэтому была дана "не вся правда", а "только частица правды" (С.
514). Выделив в творчестве Куприна жизнерадостность и силу реалистического письма ("Из истории
новейшего романа. Куприн", 1910), В. подчеркнул, что писатель продолжает воспевать героические
Стр.1