Человек -- основная тема произведений поэта от "Флейты позвоночника" до "Ленина". <...> Даже там,
где на первый взгляд Маяковский как будто говорит о другом, он остается верен своему герою. <...> Этим он отличается от многих и многих современных художников, у которых есть
материал, глаз, слух, талант, но нет героя. <...> Человек -- поэтическое бремя и пленение, радость и надежда, тень, неугомонно и неотвязно
следующая за писателем, двойник, друг детства и поверенный, враг и надоедливый, постылый,
постоянный гость. <...> В каждой
Дивитесь пятилучию,
Называются "руки"
Пара прекрасных рук! <...> Покоится в нем у меня
Прекрасный
Красный язык,
"О-го-го" могу
Зальется высоко, высоко
"О-го-го" могу
И охоты поэта сокол
Голос
Мягко сойдет на низы. <...> Наконец,
Чтоб в лето
Зимы
воду в вино превращать чтоб мог,
у меня
под шерстью жилета
бьется
необычайнейший комок. <...> Герой Маяковского упоен и несказанно рад, что у него есть две руки, что он может ими двигать
слева направо, что язык может крикнуть "о-го-го". <...> У него
руки, ноги, язык, он может передвигаться, и это самое удивительное, самое ценное, самое прекрасное и
важное, он груб, герой Маяковского, жаден, вгрызается зубами за свое, он не хочет пропустить ничего,
что дано ему природой, отдать, пожертвовать, -- он эгоистичен и своенравен, он -- дитя и дикарь, он
зоологичен. <...> У поэта в числе его сатирических вещей есть рассказ, как он сделался... собакой: вырос клык,
потом появился хвост, человек стал на четвереньки и залаял зло на толпу. <...> Иван в "150.000.000" для одоления Вильсона начиняет себя зверьем. <...> Нам надоели небесные сласти -- хлебище дайте жрать ржаной. <...> Мечтания его о будущем земном рае, об
освобожденной, обетованной земле совпадают вполне с перуанскими грезами. <...> Разумеется, наш перуанец живет в XX веке, он побывал в фешенебельных залах, оценил благую
силу электричества, поплавал на дирижаблях. <...>
Перуанец Маяковского не одобряет ничего небесного, он земнороден, он язычник <...>
В._Маяковский.pdf
А. Воронский
В.Маяковский
В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья,
коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь).
OCR Ловецкая Т.Ю.
I. "Весь из мяса, человек весь"
У значительного писатели всегда есть свое "самое главное". У Маяковского главным служит его
человек. Человек -- основная тема произведений поэта от "Флейты позвоночника" до "Ленина". Даже там,
где на первый взгляд Маяковский как будто говорит о другом, он остается верен своему герою. Герой и
тема у него есть. Этим он отличается от многих и многих современных художников, у которых есть
материал, глаз, слух, талант, но нет героя. Присутствие его выводит Маяковского из порочной золотой
серединки, из ряда так называемых обещающих натур. Своеобразие Маяковского -- от его героя. Здесь
истоки его пафоса, основных его мотивов. Иногда писатель напоминает каторжника, прикованного к
тачке: тщетно он старается освободиться -- цепи крепки и ковка прочна. Недаром поэт пригвоздил своего
человека к невскому мосту и заставляет его стоять из года в год: "Семь лет я стою. Я смотрю в эти воды, к
перилам прикручен канатами строк. Семь лет с меня глаз эти воды не сводят. Когда ж, когда ж избавления
срок?" Человек -- поэтическое бремя и пленение, радость и надежда, тень, неугомонно и неотвязно
следующая за писателем, двойник, друг детства и поверенный, враг и надоедливый, постылый,
постоянный гость.
Как же выглядит этот герой, каков он, чего хочет, откуда и куда идет?
Прежде всего он прост, "как мычание". В своей подоплеке он примитивен, первобытен. Человек
Маяковского -- сплошная физиология. Он -- из мяса, костей, крови, мускулов. Вспомните широко
известные строчки из "Человека":
Две стороны обойдите.
В каждой
Дивитесь пятилучию,
Называются "руки"
Пара прекрасных рук!
Заметьте:
Справа налево двигать могу!
И слева направо.
Заметьте:
Лучшую
Шею выбрать могу
И обовью вокруг.
Черепа шкатулку вскройте,
Сверкнет
Драгоценнейший ум.
Есть ли,
Чего б не мог я!
Хотите, -Новое
выдумать могу
Животное?
Будет ходить
Двухвостое
Или треногое
Кто целовал меня,
скажет,
Стр.1