Жадно пьются полуневидные сбитые строки московских газет -- репертуар театров, народных
домов и мест с такими названиями, как "Дворец Искусств", "Дом Печати" и т. п. <...> Разве это не гениальнейшие картины вынесены из салона и поставлены на площади для всех? <...> Почтенные папаши искусства -- Брюсов, Сологуб, обстоятельно пешешествующая
тропами умеренными молодежь -- Павлович, Шервинский, Кусиков, Рубанович, родные сердцу буяны и
золотоискатели стиха -- Маяковский, Шершеневич, Пастернак, а там уже имена новые, неведомые. <...> Вечера лирики, чтение новых произведений и дебаты по ним, споры и диспуты об эстетических
идеях и вероучениях во "Дворце Искусств", "Доме Печати", "Кружке Поэтов и Критиков" -- ведь это же та
атмосфера центрального плавильного тигля, где в калении животворящих антагонизмов заостряются
души и перья для рожденья новых слов и где аудитория -- опять те же "все", а не одни только...
"эстетические дамы и снисходительные мэтры" стихотворных гостиных прежнего времени! <...> Пол, осыпанный опилками, длинные столы и -- с эстрады: едкие, как щелочь, стихи Маяковского;
упорная, как декапод, эстетическая проповедь Бурлюка. <...> Стеклянные
стены и потолки татуирует футурист Якулов. <...> И вот, когда сейчас мыслишь себе атмосферу "Дворца" или, лучше сказать, "Дворцов Искусств",
думаешь, не живые ли альманахи родоначальники этого непрерывного общения поэтов между собой и с
аудиторией, этого водружения лозунга, утверждающего "песнь нашу насущную даждь нам днесь". <...> Помню, в 1913 году, в кипени новаторского бунта, Москва родила два лагеря -- один критики
именовали "кубофутуристами"; другие, группируясь вокруг журнала "Мезонин Поэзии" с Шершеневичем
во главе, в процессе самоопределения выдвинули наименование "презентистов", т. е. поэтов настоящего. <...> Слишком терпок был футуризм языкам, только что начавшим отвыкать от кухни символизма на
лампадном масле мистики, слишком трудно было приять сразу и безраздельно до пределов абсурда
бунтарский <...>
(О_Маяковском).pdf
С. Третьяков
<О Маяковском>
В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА,
2006. (Русский Путь).
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Ухом к земле
Поэт на трибуне
С. ТРЕТЬЯКОВ
Ухом к земле
(Москва теперь)
Если в тихую ночь приложиться ухом к земле, то слышны гулы и топоты -- город ли
близлежащий, побоище ли, топот ли стада. Часто это только стук собственного сердца, говорят
насмешливые; нет, неверно -- это скорее сердце ловит за тысячеверстные звуки и ступания и, учащаясь в
своем биении, передает уху то, до чего ему не дослышаться.
Жадно пьются полуневидные сбитые строки московских газет -- репертуар театров, народных
домов и мест с такими названиями, как "Дворец Искусств", "Дом Печати" и т. п.
Читая репертуар театров и концертов, с радостью приветствуешь такие имена, как Шаляпин,
Нежданова, Гельцер, Орлов, Боровский, Шор, а пробегая строку "Шаляпин поет в Малаховке",
вспоминаешь, как мерз и ребра себе разламывал из недели в неделю в тройных жгутах ждущих людей
вокруг Большого театра в Москве в 1910 году на того же Шаляпина.
Разве это не гениальнейшие картины вынесены из салона и поставлены на площади для всех?
По хронике литературной жизни судя, жизнь бьет ключом небывалым. Опять имена, ставшие еще
роднее в разлуке. Почтенные папаши искусства -- Брюсов, Сологуб, обстоятельно пешешествующая
тропами умеренными молодежь -- Павлович, Шервинский, Кусиков, Рубанович, родные сердцу буяны и
золотоискатели стиха -- Маяковский,Шершеневич, Пастернак, а там уже имена новые, неведомые.
Вечера лирики, чтение новых произведений и дебаты по ним, споры и диспуты об эстетических
идеях и вероучениях во "Дворце Искусств", "Доме Печати", "Кружке Поэтов и Критиков" -- ведь это же та
атмосфера центрального плавильного тигля, где в калении животворящих антагонизмов заостряются
души и перья для рожденья новых слов и где аудитория -- опять те же "все", а не одни только...
"эстетические дамы и снисходительные мэтры" стихотворных гостиных прежнего времени!
Хочется учуять обстановку, в которой протекает эта ежедневная работа, этот непрерывный турнир
искусств.
* * *
Помню, какой пощечиной салонному искусству прозвенело "Кафе Поэтов", созданное
Маяковским, Бурлюком и Каменским в бывшей прачечной на Настасьинском переулке!
Пол, осыпанный опилками, длинные столы и -- с эстрады: едкие, как щелочь, стихи Маяковского;
упорная, как декапод, эстетическая проповедь Бурлюка. Буржуа с опаской входят, похихикивают,
наполняют желудки и "прикасаются искусству".
Дни октября 1917 года. И вот в начале 1918 года, незадолго до усмирения анархистов, помню
вечер в "Кафе Поэтов". Кафе полно матросов, солдат-красногвардейцев, рабочих. Все стоят. С эстрады
Стр.1