<Н. Н. Страхов>
Новое художественное произведение и наша критика
(Письмо в редакцию "Времени")
"Время", No 2, 1863
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/febr/novhudpr.htm
НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНIЕ И НАША КРИТИКА
(письмо въ редакцiю "Времени")
Хвалу и клевету прiемли равнодушно. <...> Я осмѣливался нѣкогда утверждать, что наша
изящная литература несравненно выше нашей критики и что она отъ этой критики независима и
безопасна. <...> Въ настоящее время я готовъ сказать даже болѣе; я
готовъ утверждать, что наша изящная литература есть явленiе глубоко-нормальное и прекрасное, тогда
какъ наша критика есть явленiе безобразное и уродливое; что въ нашей изящной литературѣ
обнаруживаются истинно-живыя стремленiя, и многообѣщающiе зародыши, тогда какъ наша критика
мелка и поверхностна до послѣдней степени возможности; что нетолько наша изящная литература
независима и безопасна отъ нашей критики, но что наша критика даже не имѣетъ ничего общаго съ нашей
изящной литературой, что она ровно ничего въ ней не понимаетъ и, говоря о ней, говоритъ о чемъ-то
другомъ. <...> У него, пишетъ она, и Петръ и Иванъ, и Сидоръ и Карпъ -- все люди
равно милые, т. е. и Тургеневъ хорошъ и Островскiй также, и Помяловскiй и Писемскiй, и Аполлонъ
Григорьевъ и Щаповъ, и Владимiръ Фуксъ и Щедринъ. <...> Я запятыя поставилъ вѣрно, но для большей ясности я изображу этотъ списокъ такъ:
И Тургеневъ и Островскiй,
И Помяловскiй и Писемскiй,
И Аполлонъ Григорьевъ и Щаповъ,
И Владимiръ Фуксъ и Щедринъ. <...> Тургеневъ забракованъ,
Островскiй нѣтъ; Писемскiй забракованъ, а Помяловскiй нѣтъ; Аполлонъ Григорьевъ забракованъ, а
Щаповъ нѣтъ; Владимiръ Фуксъ забракованъ, а Щедринъ нѣтъ(?? <...> .
И такъ "Очерки" упрекаютъ "Время", что оно дотого слѣпо, до того не понимаетъ цѣны вещей, что
признаетъ напримѣръ достоинства и Островскаго и Тургенева, тогда какъ Островскiй есть человѣкъ
весьма годный, а Тургеневъ никуда не годный. <...> Если
же наша <...>
Новое_художественное_произведение_и_наша_критика.pdf
<Н. Н. Страхов>
Новое художественное произведение и наша критика
(Письмо в редакцию "Времени")
"Время", No 2, 1863
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/febr/novhudpr.htm
НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНIЕ И НАША КРИТИКА
(письмо въ редакцiю "Времени")
Хвалу и клевету прiемли равнодушно.
Пушкинъ.
____
Позвольте мнѣ, милостивый государь, напомнить вамъ одно мое скромное мнѣнiе, которое я уже
давно имѣлъ честь изложить въ одномъ изъ моихъ писемъ. Я осмѣливался нѣкогда утверждать, что наша
изящная литература несравненно выше нашей критики и что она отъ этой критики независима и
безопасна. Чѣмъ далѣе я наблюдаю нашу литературу съ тѣмъ прилежанiемъ и вниманiемъ, которое вамъ
извѣстно, тѣмъ сильнѣе я убѣждаюсь въ этой истинѣ. Въ настоящее время я готовъ сказать даже болѣе; я
готовъ утверждать, что наша изящная литература есть явленiе глубоко-нормальное и прекрасное, тогда
какъ наша критика есть явленiе безобразное и уродливое; что въ нашей изящной литературѣ
обнаруживаются истинно-живыя стремленiя, и многообѣщающiе зародыши, тогда какъ наша критика
мелка и поверхностна до послѣдней степени возможности; что нетолько наша изящная литература
независима и безопасна отъ нашей критики, но что наша критика даже не имѣетъ ничего общаго съ нашей
изящной литературой, что она ровно ничего въ ней не понимаетъ и, говоря о ней, говоритъ о чемъ-то
другомъ.
На первый взглядъ такое мнѣнiе можетъ показаться дерзкимъ; но прошу васъ не поддаваться
подозрѣнiямъ относительно моей скромности. Я знаю, что критика, о которой я говорю, имѣла и имѣетъ у
насъ огромный вѣсъ, пользовалась и даже доселѣ пользуется великимъ почетомъ и вниманiемъ. Я знаю,
что въ ней видѣли залогъ всего нашего прогреса и вообще приписывали ей безчисленныя достоинства.
Ничего этого я не отвергаю; ни единаго изъ этихъ достоинствъ я не думаю дерзновенно оспаривать. Вы не
имѣете права предполагать во мнѣ подобной злобы и коварства. Я хочу только сказать, что при всѣхъ
своихъ неотъемлемыхъ достоинствахъ, наша критика ничего не понимала и отучила своихъ
послѣдователей понимать что-нибудь въ изящныхъ произведенiяхъ нашей словесности. Чтожъ? Тутъ
кажется нѣтъ еще ничего особенно дурного. Кто дурно поетъ, тотъ какъ извѣстно можетъ утѣшаться
тѣмъ, что онъ хорошо ведетъ себя; кто пишетъ плохiе стихи, тотъ можетъ еще услаждать себя мыслью о
твердости своего характера и добротѣ своего сердца. Такъ точно и здѣсь. Велика бѣда -- изящныя
произведенiя! Развѣ мало есть предметовъ несравненно болѣе значительныхъ, вопросовъ несравненно
болѣе важныхъ? Слѣдовательно сказать, что критика непонимала изящныхъ произведенiй, но за то
понимала множество другихъ прекраснѣйшихъ и глубочайшихъ вещей, еще не значитъ поносить критику.
Такимъ образомъ я заранѣе соглашаюсь, что говорю о мелочахъ; я очевидно поднимаю вопросъ,
ничтожный по своему объему и значенiю. Но чтоже дѣлать? Вѣдь вы меня знаете. Быть-можетъ я былъ
достоинъ лучшей участи, но неумолимая судьба назначила мнѣ быть ревностнымъ читателемъ нашихъ
журналовъ и принимать въ ихъ толкахъ сердечное участiе.
И такъ начнемъ. Приведу вамъ по порядку новыя доказательства моей старой мысли.
Стр.1