О. М. Сомов
(Из истории литературной борьбы 20-х годов XIX века)
Русская литература. <...> Имя популярного в свое время русского писателя и журналиста Ореста Сомова теперь известно
весьма немногим читателям. <...> Длительное время источником суждения о роли писателя в литературе были малодоступные его
произведения и высказывания современников. <...> и других терялись в шуме, поднятом литературными
противниками Сомова -- Булгариным, Н. <...> 2 Характерно, что в большинстве исследований, посвященных эпохе декабризма, авторы которых
детально ознакомились с произведениями О. <...> Сомова, его роль в литературном процессе освещается как
роль прогрессивного писателя. <...> Тем не менее определенная инерция проявляется и в причислении
некоторыми литературоведами О. <...> утверждал, что "Сомов беспрестанно менял убеждения или, вернее, не имел их, перебегая из
одного литературного лагеря в другой". <...> Кроме того, биограф Дельвига, неправильно расшифровав псевдоним Цертелева (житель
Васильевского острова), приписал его воинствующие антиромантические статьи О. <...> Сомову, в то время
как последний активно выступал за развитие прогрессивного романтизма. <...> Его сотрудничество с декабристами, затем участие в булгаринской
"Северной пчеле" и одновременно в "Северных цветах", а с 1830 года и в "Литературной газете",
издаваемой писателями пушкинского круга, кажутся необъяснимыми, если не ознакомиться с
подробностями биографии и творчеством писателя. <...> Сомов пишет ряд стихотворений, в
которых отразился его интерес к народному творчеству и героическим, патриотическим темам из
русской истории. <...> 5 В период
сближения с декабристами требование обращения к творчеству народа и его героической истории стало
основой развиваемой Сомовым эстетической теории прогрессивного романтизма. <...> В последние годы
деятельности в изучении и правдивом отражении исторических событий, в изображении быта, характера
и творчества народа О. <...> Переехав в Петербург (в 1817 году), О Сомов сближается <...>
О._М._Сомов.pdf
З. Кирилюк
О.М. Сомов
(Из истории литературной борьбы 20-х годов XIX века)
Русская литература. 1960. No 1.
OCR Бычков М. Н.
Имя популярного в свое время русского писателя и журналиста Ореста Сомова теперь известно
весьма немногим читателям. Деятельность его до сих пор не получила должного освещения.
Длительное время источником суждения о роли писателя в литературе были малодоступные его
произведения и высказывания современников. Положительные отзывы А. Бестужева, Е. Ф. Розена,
издателя "Утренней звезды" И. Петрова и других терялись в шуме, поднятом литературными
противниками Сомова -- Булгариным, Н. Полевым, Воейковым, Бестужевым-Рюминым, с которыми он
вел ожесточенную борьбу. Мнения, высказанные в пылу литературной полемики, в значительной
степени сказались на суждениях о нем позднейших исследователей. Так установилась известная
традиция отрицательного отношения к Сомову, которую не в состоянии были опровергнуть
посвященные ему немногочисленные работы.1
В советском литературоведении мы находим самые противоречивые оценки деятельности О.
Сомова.2 Характерно, что в большинстве исследований, посвященных эпохе декабризма, авторы которых
детально ознакомились с произведениями О. Сомова, его роль в литературном процессе освещается как
роль прогрессивного писателя. Тем не менее определенная инерция проявляется и в причислении
некоторыми литературоведами О. Сомова к деятелям реакционным, и в стремлении ограничить,
преуменьшить значение его выступлений даже у тех, для кого прогрессивность его очевидна.
Наиболее отрицательное мнение о Сомове было выражено исследователем творчества А.
Дельвига В. Гаевским. Оперируя отдельными фактами биографии писателя и не вдаваясь в их анализ, В.
Гаевский утверждал, что "Сомов беспрестанно менял убеждения или, вернее, не имел их, перебегая из
одного литературного лагеря в другой".3 Исследователь не скрывал, что основывался на суждениях
Булгарина и даже рекомендовал читателям его клеветническую статью "Белое и черное или семь пятниц
на неделе". Кроме того, биограф Дельвига, неправильно расшифровав псевдоним Цертелева (житель
Васильевского острова), приписал его воинствующие антиромантические статьи О. Сомову, в то время
как последний активно выступал за развитие прогрессивного романтизма.
Живучесть взгляда, впервые высказанного Булгариным и благодаря ряду недоразумений
закрепленного В. Гаевским, объясняется тем, что стечение фактов в биографии О. Сомова на первый
взгляд подтверждает эту версию. Его сотрудничество с декабристами, затем участие в булгаринской
"Северной пчеле" и одновременно в "Северных цветах", а с 1830 года и в "Литературной газете",
издаваемой писателями пушкинского круга, кажутся необъяснимыми, если не ознакомиться с
подробностями биографии и творчеством писателя.
Изучение деятельности О. Сомова убеждает в том, что на протяжении всей своей жизни он был в
рядах борцов за прогрессивную, самобытную русскую литературу.
Еще будучи студентом Харьковского университета О. Сомов пишет ряд стихотворений, в
которых отразился его интерес к народному творчеству и героическим, патриотическим темам из
русской истории. Сначала это были наивные попытки подражать народным песням4 и подобно В.
Жуковскому воспеть подвиг русских воинов, отстоявших в 1812 году независимость родины.5 В период
сближения с декабристами требование обращения к творчеству народа и его героической истории стало
основой развиваемой Сомовым эстетической теории прогрессивного романтизма. В последние годы
деятельности в изучении и правдивом отражении исторических событий, в изображении быта, характера
и творчества народа О. Сомов видит путь к реализму.
Переехав в Петербург (в 1817 году), О Сомов сближается с будущими декабристами. Дальнейшее
развитие его литературно-критических взглядов идет под влиянием декабристской идеологии.
Ожесточенная борьба классиков и романтиков в начале 20-х годов XIX века осложнялась
разногласиями внутри романтического лагеря. Прогрессивные романтики выступали против Жуковского
в борьбе за политически насыщенную гражданскую поэзию. Творчество В. Жуковского, таким образом,
Стр.1