В мае 1891 года в Москве, в богадельном доме графа С. Д. Шереметева (ныне Московский
городской н.-и. институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского) умер поэт-сатирик и артист
Павел Васильевич Шумахер. <...> Образованный, владеющий многими языками, тонкий знаток литературы, талантливый поэт и
артист, Шумахер оставил литературное наследство, которое почти полностью уместилось на 250
страничках небольшой книжки, изданной в наше время, в 1937 году, в серии "Библиотека поэта"1. <...> Шумахера сложилась неудачно, как и судьба его книг. <...> Не прошло еще 20 лет со дня
его смерти, а напечатанная о нем статья в журнале "Исторический вестник" 1910 года уже носила
название "Забытый поэт-сатирик"2. <...> Дважды служил в далекой Сибири, причем последний раз управляющим золотыми
приисками. <...> В начале 50-х годов Шумахер вернулся в Петербург, женившись по дороге на вдове богатого
купца. <...> Года три жил за границей, преимущественно в Париже, после -- в Нижнем Новгороде в доме
богатого деда жены. <...> Началась трудовая жизнь литератора, осложненная тем обстоятельством, что цензура сразу
отнеслась к его творчеству с подозрением и ставила рогатки к напечатанию стихотворений и к
публичному их исполнению. <...> Сатирические стихи Шумахера в эти годы полны вражды к крепостничеству, глубокого
сочувствия к трудовому народу. <...> С усилением реакции сатирическое жало стихов Шумахера
притупляется. <...> В восьмидесятых годах он пишет о себе горькие стихи:
Какой я, Машенька, поэт! <...> Я нечто вроде певчей птицы,
Поэта мир -- весь божий свет;
А русской музе тракту нет, - Везде заставы, да границы. <...> И птице волю дал творец - Свободно петь на каждой ветке;
Я ж верноподданный певец,
Свищу, как твой ручной скворец,
Народный гимн в цензурной клетке. <...> Цензура действительно сбивает сатирика, запугивает его, и к концу жизни мировоззрение
Шумахера отличается от его же убеждений шестидесятых и семидесятых годов. <...> Это неусыпное внимание и преследование сбивали поэта порой на стихотворения откровенно циничного <...>
Для_всякого_употребления.pdf
Ник. Смирнов-Сокольский
"Для всякого употребления"
Ник. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. Издание пятое
М., "Книга", 1983
OCR Бычков М. Н.
В мае 1891 года в Москве, в богадельном доме графа С. Д. Шереметева (ныне Московский
городской н.-и. институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского) умер поэт-сатирик и артист
Павел Васильевич Шумахер. Родился он в 1817 году в Орше.
Образованный, владеющий многими языками, тонкий знаток литературы, талантливый поэт и
артист, Шумахер оставил литературное наследство, которое почти полностью уместилось на 250
страничках небольшой книжки, изданной в наше время, в 1937 году, в серии "Библиотека поэта"1.
Жизнь П. В.Шумахера сложилась неудачно, как и судьба его книг. Не прошло еще 20 лет со дня
его смерти, а напечатанная о нем статья в журнале "Исторический вестник" 1910 года уже носила
название "Забытый поэт-сатирик"2.
Юность свою П. В. Шумахер провел в Орше. Учился там в училище иезуитов. Потом учился в
Петербурге в Коммерческом училище. Начал служить в военном министерстве, не помышляя о
литературе. Дважды служил в далекой Сибири, причем последний раз управляющим золотыми
приисками. В Сибири, между прочим, неоднократно встречался с высланными декабристами.
В начале 50-х годов Шумахер вернулся в Петербург, женившись по дороге на вдове богатого
купца. Года три жил за границей, преимущественно в Париже, после -- в Нижнем Новгороде в доме
богатого деда жены. Здесь попробовал (от скуки!) играть в любительских спектаклях и выступать в
качестве чтеца-рассказчика. Имел шумный успех, который весьма пригодился впоследствии. Кое-что
начал писать в журналах.
В Нижнем Новгороде Шумахер в феврале 1858 года встретился с Тарасом Шевченко и первый
познакомил его с нелегальным гер-ценовским "Колоколом". К этому времени Шумахер уже сам
приобрел некоторую известность.
Переселившись в Петербург, Шумахер вскоре разошелся с женой. Материальные дела его были
плохи.
Началась трудовая жизнь литератора, осложненная тем обстоятельством, что цензура сразу
отнеслась к его творчеству с подозрением и ставила рогатки к напечатанию стихотворений и к
публичному их исполнению.
Шумахер сотрудничал в издававшейся В. С. Курочкиным "Искре" -- журнале, руководимом
революционно-демократической группой разночинцев.
Сатирические стихи Шумахера в эти годы полны вражды к крепостничеству, глубокого
сочувствия к трудовому народу. С усилением реакции сатирическое жало стихов Шумахера
притупляется. Поэт явно устает от борьбы. В восьмидесятых годах он пишет о себе горькие стихи:
Какой я, Машенька, поэт!
Я нечто вроде певчей птицы,
Поэта мир -- весь божий свет;
А русской музе тракту нет, -Везде
заставы, да границы.
И птице волю дал творец -Свободно
петь на каждой ветке;
Я ж верноподданный певец,
Свищу, как твой ручной скворец,
Народный гимн в цензурной клетке.
Цензура действительно сбивает сатирика, запугивает его, и к концу жизни мировоззрение
Шумахера отличается от его же убеждений шестидесятых и семидесятых годов. Однако и до последних
дней он писал оппозиционные стихи, служившие объектом пристального внимания Третьего отделения.
Это неусыпное внимание и преследование сбивали поэта порой на стихотворения откровенно циничного
характера, а иногда вдруг и на отнюдь не прогрессивные слова и мысли. Но все это были отдельные
Стр.1