Владимир Шулятиков
ПОЭЗИЯ "ВОЛИ К СИЛЕ И ВОЛИ К ЖИЗНИ"
"Курьер", 1902 г., No 21
Нередко, - особенно за последнее время, - приходится слышать циркулирующее среди публики
мнение о том, будто Надсон - типичный "нытик". <...> Критики, в свою очередь, обращают преимущественно
внимание на мотивы "разочарования", на пессимистические настроения его поэзии. <...> Надсон
характеризуется обыкновенно, как поэт "женственного лиризма", как поэт, лишенный способности
извлекать из своей лиры "мужественно-страстные и энергические звуки", как поэт, исполненный "тихой
грусти". <...> Стихотворения Надсона сравниваются с "неутешными слезами преждевременно увядающей
красоты". <...> Правда, Надсон - яркий пример "слабого", "раздвоенного", изнывающего под бременем
"страданий" и скорбей интеллигента. <...> Правда, Надсон слишком много говорил о своих страданиях и
скорбях. <...> Больной - он постоянно проявлял стремления к
настоящей, полной жизни, "уставший" и "слабый" - он постоянно грезил о силе. <...> В его лирике можно найти предпосылки того мировоззрения, которое нашло свое яркое
выражение в философии "воли к силе и воли к жизни"... <...> Одним словом, Надсон, по положительным сторонам своей поэзии, весьма близко стоит к
проповеднику "сверхчеловеческих" начал, апостолу "исполинов будущего" - Фридриху Ницше. <...> I
В предисловии ко второму тому своего философского трактата "Человеческое, слишком
человеческое" Ницше делает следующее ценное признание: указывая на "здоровые", даже "веселые"
настроения, которыми проникнут ряд его произведений, написанных непосредственно после его
отречения от "романтического пессимизма" - от культа шопенгауэровской философии, - он заявляет:
"однако, от более проницательного и сочувствующего взора не ускользнет то, что придает особенную
прелесть этим сочинениям, - он замечает именно, что в них говорит человек, страдающий и
обездоленный, и говорит так, как будто он не страдает и не обездолен. <...> В приведенных <...>
Воля_к_силе_и_воля_к_жизни_(С._Надсон).pdf
Владимир Шулятиков
ПОЭЗИЯ "ВОЛИ К СИЛЕ И ВОЛИ К ЖИЗНИ"
"Курьер", 1902 г., No 21
Нередко, - особенно за последнее время, - приходится слышать циркулирующее среди публики
мнение о том, будто Надсон - типичный "нытик". Критики, в свою очередь, обращают преимущественно
внимание на мотивы "разочарования", на пессимистические настроения его поэзии. Надсон
характеризуется обыкновенно, как поэт "женственного лиризма", как поэт, лишенный способности
извлекать из своей лиры "мужественно-страстные и энергические звуки", как поэт, исполненный "тихой
грусти". Стихотворения Надсона сравниваются с "неутешными слезами преждевременно увядающей
красоты".
Но подобные суждения о Надсоне крайне несправедливы: они совершенно игнорируют
положительные стороны его лирики.
Правда, Надсон - яркий пример "слабого", "раздвоенного", изнывающего под бременем
"страданий" и скорбей интеллигента. Правда, Надсон слишком много говорил о своих страданиях и
скорбях. Но он не ограничивался простым описанием их и жалобами на свою "бесталанную долю". Он
постоянно старался стать "выше судьбы". Его лирике вовсе не так чужды "мужественно-страстные и
энергетические звуки", как это кажется с первого взгляда. Больной - он постоянно проявлял стремления к
настоящей, полной жизни, "уставший" и "слабый" - он постоянно грезил о силе.
В его лирике можно найти предпосылки того мировоззрения, которое нашло свое яркое
выражение в философии "воли к силе и воли к жизни"... Перед его умственным взором мелькает силуэт
того обстоятельно-величественного образа, который лег в основу учения о "сверхчеловеке"...
Одним словом, Надсон, по положительным сторонам своей поэзии, весьма близко стоит к
проповеднику "сверхчеловеческих" начал, апостолу "исполинов будущего" - Фридриху Ницше.
I
В предисловии ко второму тому своего философского трактата "Человеческое, слишком
человеческое" Ницше делает следующее ценное признание: указывая на "здоровые", даже "веселые"
настроения, которыми проникнут ряд его произведений, написанных непосредственно после его
отречения от "романтического пессимизма" - от культа шопенгауэровской философии, - он заявляет:
"однако, от более проницательного и сочувствующего взора не ускользнет то, что придает особенную
прелесть этим сочинениям, - он замечает именно, что в них говорит человек, страдающий и
обездоленный, и говорит так, как будто он не страдает и не обездолен.*
* Цитируем по русскому переводу: "Сочин." Ницше, т. V, стр. 9 (изд. Клюкина).
Еще определеннее выражается он в одном из своих писем.
Болезненное состояние является энергическим стимулом к жизни. Таким стимулом кажется мне
период моей долгой болезни: я открыл тогда жизнь, как нечто совершенно новое; я наслаждался вещами,
которыми неспособны наслаждаться другие; из моего стремления к жизни, к здоровью я создал свою
философию... Именно в годы наибольшего понижения моей жизненности я перестал быть,пессимистом;
инстинкт самосохранения запретил мне создать философию убожества и малодушия.
В приведенных цитатах - ключ к пониманию Ницшевской философии он вскрывает ту истинную,
психологическую и патологическую подпочву, на которой эта философия выросла, они дают возможность
осветить должным образом таинственную фигуру носителя "сверхчеловеческой" силы, закованного в
латы "холодной жесткости", проповедника "морали господ", великого хищника, "самодовлеющего"
философа - отшельника Заратустры.
Образ Заратустры, перед которым любят преклоняться, как перед чем-то недосягаемо
величественным, оказывается лишь pium desi-derium страдающего и обездоленного, пораженного
тяжелым недугом интеллигента. Создавая его и стараясь, таким образом, излечиться от своего недуга и
своего пессимизма, Ницше вовсе не переходил в лагерь безусловных оптимистов.
Стр.1