Владимир Шулятиков
ОДИНОКИЕ И ЛИШНИЕ
(Ек. Леткова: Повести и рассказы, т. I и II. Ее же: "Без фамилии" ("На славном посту")
"Курьер", 1901 г., No 173
"Я - раба твоя, навеки твоя: ради тебя я готова решиться на все, отречься от всего остального
мира, с тобой я пойду на самый край света, с тобой разделю опасности, горе и смерть" - с такими
восклицаниями героини старинных романов и повестей, драм и поэм неизменно обращались к
"избранникам" своего сердца. И эти патетические восклицания полны глубокого исторического смысла:
от них веет духом тех времен, когда европейская женщина переживала первый фазис своего развития,
когда она не видела света вне области семейных отношений, когда она могла действовать и совершать
подвиги лишь в союзе с мужчиной, лишь в качество преданного ему оруженосца, когда союз с мужчиной
для нее, на самом деле, составлял "все".
Принадлежать мужчине - вот в чем видела тогда исключительную цель своей жизни европейская
женщина. И на протяжении многих столетий принадлежала исключительно мужчине и заботам
семейного очага, европейская женщина старых времен воспитывала в себе чувство полной
несамостоятельности. Это чувство легло в основание ее психической деятельности. От этого чувства
европейская женщина долго не была в состоянии отделаться и тогда, когда перед ной открывались новые
"пути", когда она вступила на поприще самостоятельной борьбы за существование. К анализу этого
чувства очень часто любят возвращаться наши писательницы. Потерявшие под собой всякую
историческую почву, это чувство, тем не менее, продолжает зачастую вторгаться в душевный мир
героинь новейшей "женской" литературы, продолжает руководить их действиями, переродившись в
инстинктивную потребность кому-нибудь принадлежать, от кого-нибудь зависеть в своих действиях,
кому-нибудь слепо приносить себя в жертву.
О могуществе перерожденного чувства особенно много говорит г-жа Ек. Леткова.
В ее произведениях фигурирует целый ряд "новых" женщин, устраивающих свою жизнь не на тех
устоях, на которых покоилось положение женщин в старину. Героиня романа "Мертвая зыбь" Елена
Бармина ненавидит "мещанские" идеалы; ей кажется душной атмосфера сытой, обеспеченной, семейной
жизни, сводящейся к "мелким" интересам, мелким расчетам и изредка к "мелким" столкновениям и
мелкой борьбе. Она расходится со своим мужем - красивым, блестящим, душевно уравновешенным,
самодовольным гвардейским офицером. В то же время, стремление сорвать с себя все путы рутинной
жизни заводит ее слишком далеко; страх пород "мещанским" застоем заставляет ее видеть опасности
там, где их вовсе нет: развивавшаяся среди той общественной обстановки, которая подарила столько
разочарований прогрессистам-народникам, Елена не уверовала в "истину семидесятых годов"; напротив,
в народнических начинаниях усмотрела только проявление "мещанского" духа и тиранию рутинной
мысли. Она отвернулась от матери, звавшей ее на служение "народу", и пошла на встречу черствому
эгоисту, эстету Львову, надеясь, в его объятиях, забыть "землю, заботы и мелочи жизни". С не меньшей
энергией против "мещанского" ограниченного существования восстает генеральская дочь Марина
Снопова (в повести "Чудачка"), проникнутая самыми искренними альтруистическими чувствами и
стремлениями, скорбящая, за всех обездоленных и угнетенных, мечтающая о помощи голодающим,
решающаяся бросить светское общество и ехать на служение народу в деревенскую глушь. Но в своем
протесте Марине приходится преодолевать иные препятствия, чем Елене Барминой: Марина ведет
борьбу . исключительно с "предрассудками" своей родни, и эта борьба носит менее бурный характер:
Марина ограничивается спорами с матерью и вспышками негодования, не идущими дальше резких
упреков и обличений в "пустоте и бесцельности" жизни. Героиня рассказа "Лишняя" не довольствуется
чисто филантропическими порываем Марины. Софья Николаевна Ловцева, жена видного педагога,
преподавателя классической гимназии, отдалась интересам "идейной" жизни, явилась убежденной
сторонницей прогрессивного учения шестидесятых-семидесятых годов. Убедившись в том, что ее муж не
может быть ее товарищам по убеждениям, она сочла необходимым немедленно расстаться с ним,
покинула его и своих двух дочерей и соединила свою судьбу с судьбой любимого ею человека - одного
Стр.1