П. В. Алексеев.
Шулятиков Владимир Михайлович
Из книги: П.В.Алексеев. "Философы России ХХ - ХХ столетий". Биографии. Идеи. Труды. Москва
"Академический Проект" 2002.. Стр 1108-1109/
Шулятиков Владимир Михайлович (30.09 (12.10).1872 - 28.03(08.04). 1912) - литературный
критик, историк философии, публицист. Родился в Москве. Окончил Московский Университет (1898). С
90-х гг. - участник социал-демократического движения. В 1902 - 1903 - член Московского, в 1903-1905 гг.
Архангельского комитета РСДРП. Скончался в Москве. С 1905 - большевик. Историк русской философии
Б.В.Яковенко [*], выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. Два течения -
эмпириокритицистское (А.Богданов, В.Базаров, и др.) и "старое учение", ставил Шулятикова в один ряд с
В. И. Лениным и Л. И. Аксельрод. Шулятиков известен как сторонник вульгарно-социологического
подхода к философским системам и категориям (кн.1908). С его точкой зрения не соглашался В. И. Ленин
(См. ПСС. Т29. С.474). Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего
подхода в историко - философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического
анализа, не оставлявшей, в конечном счете, места всем другим подходам. И в демонстрации тех
результатов, к которым мог бы вести такой анализ, он видел смысл своего выступления. Шулятиков
писал: обычно на философию "смотрят, как своего рода Privatsache (частное дело), как на нечто такое, что
составляет область индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального
творчества. Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах отнюдь не
должно свидетельствовать о наличности социальных разногласий. Философские идеи представляются
слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой. И защита
определенной классовой позиции не обусловливает поэтому, "согласно общераспространенному взгляду,
симпатий к определенной философской школе. Напротив, в данном случае допускается широкая свобода
выбора" (Кн.1908.С.5). Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную
ошибку. Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем
прошлого. Мы обнаружим в них и в философских категориях ("дух", "материя", "субстанция", "вещь в
себе") социологическое основание. В философии буржуазия "говорит ни о чем ином, как о своих
ближайших классовых выгодах и стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым
языком... Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с
картиной классового строения общества нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей
социальной profession de foi известной буржуазной группы" (Там же. С.6). Считал всякую идеологию
скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший
экономический интерес. Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как
теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся слоев буржуазии. Антитезу "дух-материя"
Шулятиков выводит из социального антагонизма и объясняет апологетическими устремлениями
"руководителей". Непосредственно связывал философские системы с формами организации производства:
"спинозовское миропонимание - песнь торжествующего капитала, капитала, все поглощающего, все
централизующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного
предприятия производители существовать не могут. Первый член капиталистического, "Символа веры",
переведенный некогда на философский язык Декартом, получает теперь особенно ясную и решительную
формулировку" (Там же. С.42). наличие материалистических философских систем не устраивает
верховенства "организующей воли", но связывается лишь с более "темными" категориями, например,
"силой". Среди "материальных частиц" Т.Гобса, соединяющихся согласно имманентным законам, "дух"
выделяется как "тонкое" тело, тело высшего ранга. В тот период английская буржуазия закладывала
фундамент крупнокапиталистического хозяйства; требовалось соединить на одном предприятии рабочих
разной квалификации и разных профессий. "Соединение рабочих, - пишет Шулятиков, - было боевым
лозунгом мануфактуристов. И философы их разъясняли, на своем языке, этот лозунг, возводили его на
степень универсальных обобщений. Весь мир изображался ими в виде организации материальных
частиц" (Там же. С.23). Подобный социально - генетический анализ Шулятиков давал концепциям
Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, Маха, Авенариуса, Вунда и др. "Область философии, -
заключал Шулятиков, настоящая Бастилия буржуазной идеологии. До сих пор для штурма её
сравнительно мало сделано. И момент решительного штурма еще не наступил. Но, во всяком случае, он
приближается. И от нас, марксистов, зависит его наступление" (Там же. С.148-149). Необходимо, считал
Шулятиков, последовательно поводить тезис марксизма: всякая идеология, как вообще всякое явление в
жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства (а не распределения или
Стр.1