Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

П. В. Алексеев. Шулятиков Владимир Михайлович

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID10525
Аннотация"Из книги: П.В.Алексеев. ""Философы России ХХ – ХХ столетий"". Биографии. Идеи. Труды. М., 2002"
Кому рекомендованоФилософия
Шулятиков, В.М. П. В. Алексеев. Шулятиков Владимир Михайлович : Очерк / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 2002 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10525 (дата обращения: 19.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.В.Яковенко [*], выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. <...> , и др.) и "старое учение", ставил Шулятикова в один ряд с <...> Шулятиков известен как сторонник вульгарно-социологического подхода к философским системам и категориям (кн. <...> Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего подхода в историко - философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического анализа, не оставлявшей, в конечном счете, места всем другим подходам. <...> Шулятиков писал: обычно на философию "смотрят, как своего рода Privatsache (частное дело), как на нечто такое, что составляет область индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального творчества. <...> Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах отнюдь не должно свидетельствовать о наличности социальных разногласий. <...> Философские идеи представляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой. <...> И защита определенной классовой позиции не обусловливает поэтому, "согласно общераспространенному взгляду, симпатий к определенной философской школе. <...> Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную ошибку. <...> Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем прошлого. <...> Мы обнаружим в них и в философских категориях ("дух", "материя", "субстанция", "вещь в себе") социологическое основание. <...> В философии буржуазия "говорит ни о чем ином, как о своих ближайших классовых выгодах и стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым языком... <...> Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей социальной profession de foi известной буржуазной группы" (Там же. <...> Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся <...>
П._В._Алексеев._Шулятиков_Владимир_Михайлович.pdf
П. В. Алексеев. Шулятиков Владимир Михайлович Из книги: П.В.Алексеев. "Философы России ХХ - ХХ столетий". Биографии. Идеи. Труды. Москва "Академический Проект" 2002.. Стр 1108-1109/ Шулятиков Владимир Михайлович (30.09 (12.10).1872 - 28.03(08.04). 1912) - литературный критик, историк философии, публицист. Родился в Москве. Окончил Московский Университет (1898). С 90-х гг. - участник социал-демократического движения. В 1902 - 1903 - член Московского, в 1903-1905 гг. Архангельского комитета РСДРП. Скончался в Москве. С 1905 - большевик. Историк русской философии Б.В.Яковенко [*], выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. Два течения - эмпириокритицистское (А.Богданов, В.Базаров, и др.) и "старое учение", ставил Шулятикова в один ряд с В. И. Лениным и Л. И. Аксельрод. Шулятиков известен как сторонник вульгарно-социологического подхода к философским системам и категориям (кн.1908). С его точкой зрения не соглашался В. И. Ленин (См. ПСС. Т29. С.474). Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего подхода в историко - философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического анализа, не оставлявшей, в конечном счете, места всем другим подходам. И в демонстрации тех результатов, к которым мог бы вести такой анализ, он видел смысл своего выступления. Шулятиков писал: обычно на философию "смотрят, как своего рода Privatsache (частное дело), как на нечто такое, что составляет область индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального творчества. Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах отнюдь не должно свидетельствовать о наличности социальных разногласий. Философские идеи представляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой. И защита определенной классовой позиции не обусловливает поэтому, "согласно общераспространенному взгляду, симпатий к определенной философской школе. Напротив, в данном случае допускается широкая свобода выбора" (Кн.1908.С.5). Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную ошибку. Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем прошлого. Мы обнаружим в них и в философских категориях ("дух", "материя", "субстанция", "вещь в себе") социологическое основание. В философии буржуазия "говорит ни о чем ином, как о своих ближайших классовых выгодах и стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым языком... Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей социальной profession de foi известной буржуазной группы" (Там же. С.6). Считал всякую идеологию скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший экономический интерес. Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся слоев буржуазии. Антитезу "дух-материя" Шулятиков выводит из социального антагонизма и объясняет апологетическими устремлениями "руководителей". Непосредственно связывал философские системы с формами организации производства: "спинозовское миропонимание - песнь торжествующего капитала, капитала, все поглощающего, все централизующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут. Первый член капиталистического, "Символа веры", переведенный некогда на философский язык Декартом, получает теперь особенно ясную и решительную формулировку" (Там же. С.42). наличие материалистических философских систем не устраивает верховенства "организующей воли", но связывается лишь с более "темными" категориями, например, "силой". Среди "материальных частиц" Т.Гобса, соединяющихся согласно имманентным законам, "дух" выделяется как "тонкое" тело, тело высшего ранга. В тот период английская буржуазия закладывала фундамент крупнокапиталистического хозяйства; требовалось соединить на одном предприятии рабочих разной квалификации и разных профессий. "Соединение рабочих, - пишет Шулятиков, - было боевым лозунгом мануфактуристов. И философы их разъясняли, на своем языке, этот лозунг, возводили его на степень универсальных обобщений. Весь мир изображался ими в виде организации материальных частиц" (Там же. С.23). Подобный социально - генетический анализ Шулятиков давал концепциям Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, Маха, Авенариуса, Вунда и др. "Область философии, - заключал Шулятиков, настоящая Бастилия буржуазной идеологии. До сих пор для штурма её сравнительно мало сделано. И момент решительного штурма еще не наступил. Но, во всяком случае, он приближается. И от нас, марксистов, зависит его наступление" (Там же. С.148-149). Необходимо, считал Шулятиков, последовательно поводить тезис марксизма: всякая идеология, как вообще всякое явление в жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства (а не распределения или
Стр.1