Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024

Иван Шмелев

0   0
Первый авторМихайлов Олег
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID10468
АннотацияОб авторе (Шмелев Иван Сергеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Михайлов, О. Иван Шмелев : Статья / О. Михайлов .— : [Б.и.], 1989 .— 11 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10468 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иван Шмелев <...> Думаю, как и у Бунина, у меня, наиболее зрелые его произведения написаны здесь. <...> Лично я считаю лучшими его книгами "Лето Господне" и "Богомолье" -- в них наиболее полно выразилась его стихия". <...> Так писал мне 7 июля 1959 года Борис Зайцев, много лет близко знавший Ивана Сергеевича Шмелева. <...> Читателю нашему Шмелев известен прежде всего повестью "Человек из ресторана" (она неизменно входила в сборники его прозы, печатавшиеся в издательстве "Художественная литература" в 1960, 1966 и 1983 годах); кинолюбителю -- по дореволюционной ленте того же названия, где роль официанта Скороходова проникновенно сыграл знаменитый актер и режиссер, племянник А. П. Чехова -М. Чехов <...> Повесть эта (как и другая, более ранняя -- "Гражданин Уклейкин") имела без преувеличения огромный, всероссийский успех благодаря остросоциальному содержанию, идущей из девятнадцатого века теме "маленького человека", теме "униженных и оскорбленных". <...> Горожанин, москвич, коренной обитатель Замоскворечья -- Кадашевской слободы, Иван Шмелев опровергает эту традицию. <...> И социальные контрасты старой Москвы, ее показная и потаенная жизнь, увиденная глазами старого официанта, глубоко и проникновенно отразились в повести "Человек из ресторана". <...> Посреди огромного города, "супротив Кремля", в окружении мастеровых и работников, вроде умудренного филенщика Горкина, купцов и духовных лиц, ребенок увидел жизнь, исполненную истинной поэзии, патриотической одушевленности, доброты и несказанной душевной щедрости. <...> Здесь, без сомнения, истоки шмелевского творчества, здесь первооснова его художнических впечатлений. <...> Именно самые ранние впечатления детства навсегда заронили в его душу и мартовскую капель, и вербную неделю, и "стояние" в церкви, и путешествие по старой Москве: "Дорога течет, едем как по густой ботвинье. <...> А за рекой, над темными садами,-- солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах <...>
Иван_Шмелев.pdf
Иван Шмелев (1873--1950) И. С.Шмелев. Избранное М., "Правда", 1989 OCR Бычков М. Н. "Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно -- с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада принять не мог. Думаю, как и у Бунина, у меня, наиболее зрелые его произведения написаны здесь. Лично я считаю лучшими его книгами "Лето Господне" и "Богомолье" -- в них наиболее полно выразилась его стихия". Так писал мне 7 июля 1959 года Борис Зайцев, много лет близко знавший Ивана Сергеевича Шмелева. Читателю нашему Шмелев известен прежде всего повестью "Человек из ресторана" (она неизменно входила в сборники его прозы, печатавшиеся в издательстве "Художественная литература" в 1960, 1966 и 1983 годах); кинолюбителю -- по дореволюционной ленте того же названия, где роль официанта Скороходова проникновенно сыграл знаменитый актер и режиссер, племянник А. П. Чехова -М. Чехов. Повесть эта (как и другая, более ранняя -- "Гражданин Уклейкин") имела без преувеличения огромный, всероссийский успех благодаря остросоциальному содержанию, идущей из девятнадцатого века теме "маленького человека", теме "униженных и оскорбленных". В "злобе дня", в общественной борьбе той поры она сыграла историческую роль, выдвинув Шмелева в первые ряды русских писателей. И все же самое заветное у писателя связано с его страной детства. Чтение родной литературы с дошкольных лет убедило, кажется, нас, что о детстве -- поэтично, красочно, солнечно, одухотворенно -- можно рассказать лишь тогда, когда прошло оно в деревне или в усадьбе, на русском приволье, среди природы, ее волшебных превращений. Аксаковские "Детские годы Багрова-внука" и "Детство" Л. Н. Толстого, и "Жизнь Арсеньева" Бунина, и "Детство Никиты" А. Н. Толстого -- все они убеждают в этом. Горожанин, москвич, коренной обитатель Замоскворечья -- Кадашевской слободы, Иван Шмелев опровергает эту традицию. Нет, не нарывами на теле Земли возникали и устроялись наши города и мать их -- Москва. Конечно, и Хитров рынок, и Ермакова ночлежка, и дома терпимости -- все это было. И социальные контрасты старой Москвы, ее показная и потаенная жизнь, увиденная глазами старого официанта, глубоко и проникновенно отразились в повести "Человек из ресторана". Но ведь было и иное, впитанное с младенчества Шмелевым. Посреди огромного города, "супротив Кремля", в окружении мастеровых и работников, вроде умудренного филенщика Горкина, купцов и духовных лиц, ребенок увидел жизнь, исполненную истинной поэзии, патриотической одушевленности, доброты и несказанной душевной щедрости. Здесь, без сомнения, истоки шмелевского творчества, здесь первооснова его художнических впечатлений. Представьте себе карту старой Москвы. Особое своеобразие городу придает Москва-река. Она подходит с запада и в самой Москве делает два извива, переменяя в трех местах нагорную сторону на низины. С поворотом течения от Воробьевых (теперь Ленинских) гор к северу высокий берег правой стороны, понижаясь у Крымского брода (ныне Крымского моста), постепенно переходит на левую сторону, открывая на правой, напротив Кремля, широкую луговую низину З_а_м_о_с_к_в_о_р_е_ч_ь_я. Здесь, в Кадашевской слободе (когда-то населенной кадашами, т. е. бочарами), 21 сентября (3 октября) 1873 года родился Шмелев. Москвич, выходец из торгово-промысловой среды, он великолепно знал этот город и любил его -нежно, преданно, страстно. Именно самые ранние впечатления детства навсегда заронили в его душу и мартовскую капель, и вербную неделю, и "стояние" в церкви, и путешествие по старой Москве: "Дорога течет, едем как по густой ботвинье. Яркое солнце, журчат канавки, кладут переходы-доски. Дворники, в пиджаках, тукают о лед ломами. Скидывают с крыш снег. Ползут сияющие возки со льдом. Тихая Якиманка снежком белеет... Весь Кремль золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой... Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это -- мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы... Я слышу всякие
Стр.1