Старый знакомый
Совет
Современный чародей
"Нет, не о Ницце я думаю... <...> Дети
Последнее блюдо
Еще одна
Два голубка
"Фрол Фомич, помещик с весом... <...> В Летнем саду
Храбрец нашего времени
Двенадцать часов
"Я всю ночь просижу у окна... <...> Кариатиды
На крестинах
Владимир Романович Щиглев родился 16 октября 1840 года в Царском Селе
в
семье
адъюнкт-профессора математики Царскосельского лицея. <...> Среднее
образование он получил в 1-й петербургской, гимназии, где большое влияние на
него оказал преподававший русский язык и литературу известный педагог В. И.
Водовозов. <...> В
1862
году
Щиглев
поступил на юридический факультет
Петербургского университета, но скоро бросил его и уехал в Полтавскую
губернию,
увлекшись, по словам своего биографа, "сильным стремлением
тогдашней молодежи к сближению с народом". <...> В 60-х
годах Щиглев сотрудничал в "Искре" и "Будильнике", а также в "Русском слове"
и газете "Русь". <...> Мы находим в них
почти
неприкрытую проповедь крестьянской революции, злую издевку над
помещичьим
классом
и
реформой
1861 года, обличение бесправности и
приниженности человеческой личности, которой за малейшее "вольнодумство"
угрожают тюрьма и ссылка; призыв бороться за "общее дело". <...> Щиглев мастерски
владел приемами эзоповской речи, языком иносказаний и нередко достигал ярких
художественных эффектов. <...> За ним стоит какая-то молодая женщина в русском костюме;
подписано: "- Что делаешь, кавалер? <...> В протоколах заседаний
С.-Петербургского
цензурного комитета доклад цензора об его рукописи
"Коралловые друзья, или Сон в Летнем саду" передан следующими словами: "Вся
рукопись
написана
с
явной целью пропагандировать социалистические и
коммунистические тенденции романа Чернышевского "Что делать?" в кругу детей. <...> Идейная насыщенность и злая
издевка над всеми устоями самодержавной России характеризуют и его поэзию
последнего периода. <...> Некоторые были опубликованы уже
после революции; другие, по свидетельству биографа Щиглева, были уничтожены
их автором <...>
Стихотворения.pdf
В. Р. Щиглев
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Поэты
1860-х годов
Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье
Л., "Советский писатель", 1968
Вступительная статья, подготовка текста и примечания И. Г. Ямпольского.
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая
справка
Современные вопли
"Скажи-ка, дядя, ведь недаром..."
Старый знакомый
Совет
Современный чародей
"Нет, не о Ницце я думаю..."
Дети
Последнее блюдо
Еще одна
Два голубка
"Фрол Фомич, помещик с весом..."
В Летнем саду
Храбрец нашего времени
Двенадцать часов
"Я всю ночь просижу у окна..."
Кариатиды
На крестинах
Владимир Романович Щиглев родился 16 октября 1840 года в Царском Селе
в семье адъюнкт-профессора математики Царскосельского лицея. Среднее
образование он получил в 1-й петербургской, гимназии, где большое влияние на
него оказал преподававший русский язык и литературу известный педагог В. И.
Водовозов.
В
1862
году
Щиглев поступил на юридический факультет
Петербургского университета, но скоро бросил его и уехал в Полтавскую
губернию,
увлекшись, по словам своего биографа, "сильным стремлением
тогдашней молодежи к сближению с народом".
На литературное поприще Щиглев вступил еще будучи гимназистом. В 1858
году в юмористическом журнале "Весельчак" появился его рассказ "Ухо". В 60-х
годах Щиглев сотрудничал в "Искре" и "Будильнике", а также в "Русском слове"
и газете "Русь". Многие его стихотворения - как сатирические, так и
лирические - отличались незаурядной политической остротой. Мы находим в них
почти неприкрытую проповедь крестьянской революции, злую издевку над
помещичьим классом и реформой
1861 года, обличение бесправности и
приниженности человеческой личности, которой за малейшее "вольнодумство"
угрожают тюрьма и ссылка; призыв бороться за "общее дело". Щиглев мастерски
владел приемами эзоповской речи, языком иносказаний и нередко достигал ярких
художественных эффектов.
Щиглев часто выступал и как карикатурист, причем, по свидетельству
современников, значительная часть карикатур, представлявшихся в цензуру, не
возвращалась оттуда. А те, которые были опубликованы, вызывали подчас резкое
недовольство реакционной печати. Вот весьма колоритный диалог, помещенный в
1863 году в "Домашней беседе" мракобеса Аскоченского по поводу одной
карикатуры Щиглева:
"- Объясните мне, пожалуйста, значение пятой карикатуры No 20 "Искры".
- А что там такое?
- Представлен дюжий и рослый солдат с заступом в одной и с деревцом в
другой руке. За ним стоит какая-то
подписано: "- Что делаешь, кавалер? - Видишь, сажаю... - Ой, как погляжу-то
на вас я: мастера вы сажать".
- Что ж тут непонятного? Разве вы не видите, что г. Романыч, {Романыч
- основной псевдоним Щиглева. - Ред.} автор этой карикатуры, каламбурит?
Старый солдат - это представитель консервативного начала, а бабенка в
русском костюме - революционная "Молодая Россия", {"Молодая Россия" -
молодая женщина в русском костюме;
Стр.1