Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Болезнь

0   0
Первый авторШевырев Степан Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц25
ID10383
Кому рекомендованоСтихотворения
Шевырев, С.П. Болезнь : Поэма / С.П. Шевырев .— : [Б.и.], 1862 .— 25 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/10383 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.П. Шевырев Болезнь Опубликовано в журнале: "НЛО" 2004, No 69 Неизданная поэма С.П. Шевырева (подг. текста, вступ. ст. и примеч. <...> Н.П. Барсуков (со слов А.Б. Михайлова) сообщает, что граф Бобринский решительно бранил "тогдашние русские порядки и неустройства". <...> Шевырев стал "укорять графа в недостатке патриотизма, весьма не стесняясь при этом в выражениях. <...> По высочайшему повелению, Шевыреву было предложено "оставить звание члена Московского Художественного общества и подать прошение об увольнении от должности профессора университета; кроме того, выслать его из Москвы на жительство в Ярославль" (Барсуков. <...> Он получил вскоре разрешение остаться в Москве вследствие болезни; но удар был нанесен прямо в сердце, и уже тогда должно было бояться за жизнь его", -- вспоминает М.П. Погодин в 1869 г. (Воспоминание. <...> 25 сентября 1860 г. Шевырев с женой, дочерью и младшим сыном выехал из Москвы; Погодин проводил его до Серпуховской заставы: "Шевырев был очень расстроен, и я, смотря на него с прискорбием, был уверен, что он не поправится и что я не увижу его более" (Там же). <...> Зиму 1860/61 г. он провел во Флоренции, где в феврале--марте 1861 г. прочел курс из 15 лекций по истории русской словесности (Биография. <...> Поэма печатается по тексту, большей частью записанному под диктовку поэта его дочерью, Екатериной Степановной Шевыревой, по мужу Арсеньевой (РНБ. <...> А ты, Господь, пославший искушенье, Ты ж силы дашь перенести его, Ты ниспошлешь святое вдохновенье, Ты претворишь страданье в торжество. <...> Чтоб стоны перешли в живые звуки, Дыханье боли в чистый фимиам, А тело -- жертва и тоски, и муки, - Преобразилось в освященный храм, Чтоб жилы в нем как струны загремели, Чтоб сердце в нем взыграло, как живой орган, А чувства все, как ангелы, воспели Небесный хор из тысячи осанн! <...> Как алчный зверь в глуши лесов заветной Волочится за жертвою своей, Следит за ней хитро и неприметно И, уловив из-за густых ветвей, Впивается холодными когтями В страдалицу и мучает ее, Но жизнь щадит <...>
Болезнь.pdf
С.П.Шевырев Болезнь Опубликовано в журнале: "НЛО" 2004, No 69 Неизданная поэма С.П.Шевырева (подг. текста, вступ. ст. и примеч. Л.И. Соболева) Степан Петрович Шевырев (1806--1864) -- поэт, переводчик, критик, филолог. Его творческий путь был связан с Московским университетом, где началась его литературная деятельность, где он преподавал словесность; в 1855 г. он принял активное участие в подготовке и проведении празднеств по случаю столетия университета. 14 января 1857 г. (все даты, кроме оговоренных, даются по старому стилю) на заседании Совета Московского Художественного общества произошло столкновение Шевырева с графом В.А. Бобринским. Н.П. Барсуков (со слов А.Б. Михайлова) сообщает, что граф Бобринский решительно бранил "тогдашние русские порядки и неустройства". Шевырев стал "укорять графа в недостатке патриотизма, весьма не стесняясь при этом в выражениях. Граф <...> сказал, что Шевырев принял на себя неблагодарный труд быть защитником всякой мерзости и подлости"; "началось побоище, в котором граф Бобринский, человек громадного роста и силы, конечно, смял совершенно Шевырева и даже повредил ему ребро". По высочайшему повелению, Шевыреву было предложено "оставить звание члена Московского Художественного общества и подать прошение об увольнении от должности профессора университета; кроме того, выслать его из Москвы на жительство в Ярославль" (Барсуков. Т. 15. С. 322-323). "Он получил вскоре разрешение остаться в Москве вследствие болезни; но удар был нанесен прямо в сердце, и уже тогда должно было бояться за жизнь его", -- вспоминает М.П. Погодин в 1869 г. (Воспоминание. С. 29).Шевырев решил уехать в Италию, "чтобы пожить несколько времени на свободе, не слыхать этой противной брани, не видать этих противных ему фигур" (Там же. С. 30). 25 сентября 1860 г. Шевырев с женой, дочерью и младшим сыном выехал из Москвы; Погодин проводил его до Серпуховской заставы: "Шевырев был очень расстроен, и я, смотря на него с прискорбием, был уверен, что он не поправится и что я не увижу его более" (Там же). Зиму 1860/61 г. он провел во Флоренции, где в феврале--марте 1861 г. прочел курс из 15 лекций по истории русской словесности (Биография. Л. 8 об.); эти лекции изданы по-итальянски (Storia della litteratura Russa) в 1862 г. и по-русски (Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году. СПб., 1884 // Сборник Отд. русского яз. и словесности. Т. XXXIII. No 5). В феврале 1862 г. Шевырев с младшим сыном переехал в Париж (позднее к нему присоединились и жена с дочерью). "В 1862 г. во время болезни и самых сильных страданий Шевырев сочинял стихи и начал поэму "Болезнь". Он думал обнять все народы, находящиеся под гнетом, так думал он воспеть славян, находящихся под игом австрийским и турецким, греков, итальянцев, ирландцев; страдания славян и Италии он воспел, но поэмы не кончил. Немного оправившись от болезни, развлеченный другими занятиями, он не продолжал поэмы и, смеясь, говорил, что стихи даются ему только во время болезни" (Биография. Л. 11). Для понимания круга идей поэмы нужно хотя бы вкратце напомнить воззрения Шевырева. В программной статье "Взгляд русского на современное образование Европы", напечатанной в первом номере "Москвитянина" (1841. No 1; далее страницы этого номера),Шевырев писал, что в "современной истории" сошлись лицом к лицу две силы -- Запад и Россия. "Увлечет ли он нас в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? <...> Или устоим мы в своей самобытности?" (с. 220) -- вот вопросы, на которые хочет ответить критик нового журнала. Обозревая современное состояние культуры Италии, Англии, Франции и Германии, Шевырев везде видит упадок. В литературе остались лишь "великие воспоминания" (с. 239) -- Шекспир, Данте, Гёте, во Франции "болтливые журналы" угождают "испорченному воображению и вкусу народа", "рассказывая о всяком изысканном преступлении, о
Стр.1