Татьяна Львовна Щепкина-Куперник
Поздние воспоминания
Щепкина-Куперник Т.Л. <...> Содержание
Москва--Петербург
Первая поездка за границу
Суворинский театр
Художественный театр
Александринский театр
Большой театр
О Репине и его некоторых моделях <...> А.Ф. Кони
В Калабриеве
Шекспир
Мой прадед Михаил Щепкин
Из поздних воспоминаний
Некоторые места этих поздних воспоминаний похожи на уже описанное Татьяной Львовной
четвертью века ранее в "Днях моей жизни", но я не стал ничего сокращать -- ведь интересно сравнить обе
версии... <...> Впрочем, иногда и в вагоне
настигали меня телеграммы, то деловые, то от Яворской, у которой это был любимый способ переписки,
то вроде встречающихся у Чехова и Апухтина -- "пьем ваше здоровье"... <...> Мои приятельницы, смеясь, говаривали, что очень любят "ресторанчик
на Божедомке", где всегда могли рассчитывать найти холодную котлету, чашку чая или приют на
"родном диване", как прозвала мой диван М. <...> После смерти мужа
Роксанова вернулась в Москву и долго отдавала все силы театру, работая в студии МХАТ как актриса и
режиссер. <...> Она часто приходила ко мне выплакаться на "родной диван", выплакавшись, по-детски засыпала,
а выспавшись, вставала с хорошим молодым аппетитом, которому никакое горе не мешает. <...> Помню, как отплясывал
"ойру" молодой гигант Шаляпин с моей крошечной тетей А.П.Щепкиной... <...> Шаляпин тогда только что перешел в Москву из петербургского Мариинского театра, где
дирекция "проглядела" его. <...> Шаляпин во многом обязан ему своим быстрым успехом. <...> Когда
его в первый раз привели к М.Н.Ермоловой, очень заинтересовавшейся молодым артистом после того,
как видела его в Мефистофеле, и он вошел к ней, застенчивый, не зная куда девать длинные руки, она
даже воскликнула:
-- Как... это Шаляпин? -- так непохож был вошедший на сатанинский образ Мефистофеля, яркий
и до жути проникнутый гётевской иронией, -- Шаляпин давал Мефистофеля не Гуно, а Гёте. <...> Медведева, жившая, как старосветская <...>
Поздние_воспоминания.pdf
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник
Поздние воспоминания
Щепкина-Куперник Т.Л. Дни моей жизни.
М.: Захаров, 2005. -- (Серия "Биографии и мемуары").
OCR Ловецкая Т.Ю.
Содержание
Москва--Петербург
Первая поездка за границу
Суворинский театр
Художественный театр
Александринский театр
Большой театр
О Репине и его некоторых моделях
А.Ф. Кони
В Калабриеве
Шекспир
Мой прадед Михаил Щепкин
Из поздних воспоминаний
Некоторые места этих поздних воспоминаний похожи на уже описанное Татьяной Львовной
четвертью века ранее в "Днях моей жизни", но я не стал ничего сокращать -- ведь интересно сравнить обе
версии... (И.Захаров).
Москва--Петербург
Пошли годы, когда, как говорили мои знакомые, я больше жила в вагоне железной дороги, чем в
Москве или Петербурге.
И действительно, я прямо отдыхала в удобном купе, где никто не мог вызвать меня по телефону,
оторвать от интересной книги, увлечь куда-нибудь "по неотложному делу". Впрочем, иногда и в вагоне
настигали меня телеграммы, то деловые, то от Яворской, у которой это был любимый способ переписки,
то вроде встречающихся у Чехова и Апухтина -- "пьем ваше здоровье"...
Ездить приходилось мне так часто из-за постановок моих пьес, которые шли и в Москве, и в
Петербурге. Работала я очень много: сотрудничала в "Русских ведомостях" и других журналах и газетах,
издавала свои книги, а главное, писала и переводила в стихах для театра. Получалась странная двойная
жизнь.
В Москве все было так непохоже на Петербург: и обстановка, и люди, и отношения, и часто мне
казалось, что и я совсем другая в Москве, чем в Петербурге.
Москва...
"Москва!.. -- писала я о Москве того времени в книге "Дни моей жизни". -- Пестрая, красочная,
пряничная Москва -- такая, как ее потом Кандинский увидел: залитая солнцем закатным -- никогда так не
хороша, как в закатный час; с церквами красными, зелеными, розовыми; с синезвездными куполами и
золотыми маковками; с розовым Страстным монастырем напротив насупившегося Пушкина, с
Новодевичьим, где каждую минуту отбивают часы и падают минуты с высокой башни на тихое
кладбище, падают с хрустальным звоном, как жемчужины на дно хрустальной чаши.
Москва с Замоскворечьем, где тяжелые ворота на засов заперты, а в домах от лампадок -- чад, от
перин -- теснота, и после десяти часов все спят, только цепные собаки лают; с Хитровым рынком, где
ужас и нищета в сердце города гнездятся, и от голода дрогнут, и пьют, и грабят, и режут... С
Стр.1