М. В.Михайлова
Стилевое своеобразие реализма в творчестве А. С. Серафимовича в 1910-е годы
Публикуется с разрешения автора
Ранняя публикация здесь: http://www.portal-slovo.ru/philology/37261.php.
1910-е годы становятся для А. С. Серафимовича временем интенсивной творческой работы.
Окончен роман "Город в степи", где в прямом социальном столкновении изображен мир труда и мир
капитала, показано идейное размежевание в среде интеллигенции, раскрыта внутренняя нравственная
извращенность буржуазного порядка. Город в степи стал идейно-композиционным центром, к которому
стягивались все нити повествования и который сам из места, занимаемого в пространстве, превращался
во временной ориентир, и по нему читатель мог отсчитывать "историческое время". В работе над
романом окрепло психологическое мастерство Серафимовича, писатель стал увереннее в создании
сложных характеров.
Еще в годы первой русской революция Серафимович пытался отобразить величие восставшего
народа, его сплоченность и боевой дух были. И это было нарисовано писателем эмоционально, ярко,
броско. В стилевом решении темы художником были использованы экспрессивные средства выражения -
- эмоциональная насыщенность письма, трагический пафос, обобщенный образ массы, данной как
групповое целое, звукопись.
В "Городе в степи" экспрессивно-лирическая струя стиля Серафимовича, ярко проявившаяся в
произведениях 1905--1907 гг., оказалась подчинена более мощному эпическому потоку, захватившему
множество фигур, судеб, ситуаций. Для широкого полотна, рисующего "рост буржуазии одновременно с
ростом рабочего класса" , понадобились неторопливое, психологически обоснованное повествование,
постепенно развертывающийся сюжет, прорисованность лиц и деталей. Социальная тема, всегда
звучавшая у Серафимовича, здесь получила новое оригинальное воплощение.
Социальный смысл жизни, положение народа продолжают оставаться в центре внимания
художника и в 1910-е годы. Но ракурс изображения меняется. На первый план выступают негативные
силы и явления жизни. Оставаясь художником демократического политического миросозерцания,
Серафимович уходит от экспрессивной декларативности своего стиля революционных лет. Но не
привлекает его и эпически-спокойный тон. Он стремится к тому, чтобы позиция автора не только
вычитывалась из конфликта, темы, а угадывалась в самой атмосфере повествования, подсказывалась
символическими деталями, переплетениями сюжетных и лирических мотивов, выявлялась во
взаимодействии, перекличке тем и образов. Общая идея произведений раскрывается в сцеплениях, связях
людей и предметов, пейзажном обрамлении. Авторский взгляд впитывает все многообразие впечатлений
бытия. В переплетении, борьбе мрачное, жестокое и темное нередко может и задавить, затушевать
светлое, чистое, настоящее. Рассказывая о "мелочном крохоборческом прозябании людей" ,
подчинившихся эгоистическому началу жизни, надежда которых на жизнь иную, кой она должна быть,
возникает лишь как "далекий, тоненький, глотаемый простором и лесами голос" (4-413), писатель
заостряет внимание читателя на этом голосе, едва-едва пробивающемся сквозь "великое... молчание" (4-414),
и доказывает, что "люди не только взаимно борются, но и живут в содружестве, но и пытаются
открыть друг другу сердце свое" (7--623). В этом мы видим новый способ изображения,
свидетельствующий о растущих стилевых возможностях реалистического искусства.
Новаторство образной системы Серафимовича в 1910-е годы проявляется даже в циклах его
очерков "По родным степям" (1912), "Скитания" (1913) "С сыном в горах" (1917). Очерк по своей
жанровой природе -- самый "невыигрышный" материал для доказательства каких-либо художественных
достижений, и в то же время он оказывается более предста- вительным, чем любой другой жанр, когда
необходимо проследить, насколько всеобъемлющими были творческие поиски писателя, как шло
обогащение его художественного метода. Основа очерков Серафимовича автобиографическая. В летние
месяцы 1912-- 1913 гг. он путешествовал на мотоцикле по степям Дона и Кавказу. Это путешествие
пролегало почти по тем же самым местам, которые посетил Чехов в конце 80-х годов в период
формирования замысла "Степи". В какой-то степени сходство пейзажных реалий, возможно, и породило
определенную близость восприятия обоими художниками "степной жизни".
"Расстановка сил" на художественном полотне, которую предлагает нам Серафимович, как бы
восходит к чеховскому пониманию "степной жизни", но в то же время отражает и все новаторство
миропонимания Серафимовича -- художника новой эпохи. По Чехову, "степная жизнь" определялась
взаимодействием человека и природы: "с одной стороны, ... страстная жажда жизни и правды, мечты о
Стр.1