Письма Льва Толстого к С. Т. Семенову
I.
Летописи Государственного литературного музея; Кн. 12
Сергей Терентьевич Семенов (р. 16 марта 1868 г.) -- крестьянский писатель, крестьянин деревни
Андреевки, волоколамского уезда, Московской губернии. Десяти лет был отдан в Москву в мальчики к
сапожнику, потом работал на фабрике резиновых изделий, в литографии, тер краски у художника и пр. С
1887 г. жил в родной деревне, занимаясь земледелием и литературными работами.
С Толстым Семенов познакомился в 1886 г. в Москве. Толстой заботливо руководил его первыми
шагами на литературном поприще; при содействии Толстого рассказы Семенова печатались в
издательстве "Посредник". В 1894 г. Толстой написал предисловие к отдельному изданию "Крестьянских
рассказов" Семенова, печатавшемуся в "Посреднике". Толстой ценил в рассказах Семенова их
искренность, простоту, здоровый реализм, знание народного быта и народного языка. Пометы Толстого на
сборнике рассказов Семенова "Дедушка Илья" (изд. "Посредник") напечатаны в "Сборнике
Государственного Толстовского музея", Гослитиздат, 1937.
Свои встречи и разговоры с Толстым Семенов описал в книге "Воспоминания о Льве Николаевиче
Толстом", изд. "Общественная польза", СПБ., 1912. Переписка Толстого с Семеновым была невелика и
касалась преимущественно рассказов Семенова, а также некоторых сторон его личной и семейной жизни.
3 декабря 1922 г. Семенов трагически погиб; он был убит на дороге вблизи своей деревни одним
из местных богатеев.
Печатаемые четыре письма Толстого к Семенову имеются в Литературном музее в копиях.
Первое, третье и четвертое письма сверены с автографами, хранящимися в Рукописном отделении
Толстовского музея, в Москве. Второе письмо известно только в копии.
Н. Гусев
Источник: Гусев Н. [Предисловие: Письма к С. Т. Семенову] // Л. Н. Толстой / Гос. лит. музей. -М.:
Изд-во Гос. лит. музея, 1938. -- [Т. I]. -- С. 70. -- (Летописи Государственного литературного музея;
Кн. 12).
http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/lg2/lg230702.htm
1
1857 г. Сентября 14. Я. П.
Посылая вам все это, хочется сказать и от себя несколько слов. Не сетуйте на меня, милый друг, за
то, что не ответил на ваше последнее письмо[1] и не исполнил вашего желания: я не могу этого сделать. У
меня нет денег. Мне для моей жизни они не нужны, а когда ко мне обращаются с просьбами, я обращаюсь
к жене, и когда это небольшая сумма, она дает эти деньги. Но 100 рублей она не даст незнакомому ей
человеку, и я не спрашивал. По правде сказать, я и не жалею, что не могу удовлетворить вашему
желанию. Я убежден и разумом и опытом, что деньги никогда не могут быть нужны человеку на доброе.
Зла может быть много от них, а добра никогда. Вы скажете, вам нужны они, чтобы жениться, чтобы
улучшить ваши отношения с семейными. А я вам скажу, что если человеку нужны деньги, чтобы
жениться, то это не женитьба, а что-то другое. И если отношения могут улучшиться от ста рублей, то,
значит, нет еще человеческих отношений, и люди только хотят замазать деньгами отсутствие отношений.
Но это не надолго. Знаю, что тяжело бывает. Но помочь всякой тяжести можно не внешними делами, а
внутренним делом, -- тем, что называют молитвой. Я потому говорю: "тем, что называют молитвой", что
обыкновенно под молитвой разумеют прошение к богу о своих делах. Я не о такой молитве говорю, а о
молитве, в которой человек из области мелочей жизни переносится в сознание истинного смысла своей
Стр.1