САНД Жорж [George Sand, псевдоним Амандины Люсили Авроры Дюпен, в замужестве
Дюдеван, 1804--1876] -- знаменитая французская писательница. Отец ее, одаренный и лит-ыми и
музыкальными способностями молодой аристократ, во время Революции 1789 вступил в ряды
революционной армии, проделал ряд Наполеоновских походов и умер молодым. Жена его София
Виктория Антуанетта Делаборд была дочерью парижского продавца птиц, истой дочерью народа.
Будущая писательница побывала с матерью во время Наполеоновского похода в Испании, потом попала в
тихую деревенскую обстановку к бабушке, к-рая воспитывала ее по идеям Жан Жака Руссо. Живя в
постоянном близком общении с крестьянами, девочка рано узнала жизнь и деревенской бедноты и
деревенских богачей, привыкла принимать близко к сердцу интересы первых и отрицательно относилась к
деревенским кулакам. Образование получила в монастыре, как многие девушки ее среды. По выходе из
монастыря Аврора страстно увлеклась чтением и перечитала всю библиотеку старухи Дюпен. Особенно
увлекли ее сочинения Руссо, и влияние его отразилось на всем ее творчестве. После смерти бабушки
Аврора вскоре вышла замуж за Казимира Дюдевана. Дюдеван оказался совершенно неподходящим
товарищем для умной, пытливой, мечтательной и своеобразной женщины. Это был типичный буржуастяжатель.
В 1830 она разошлась с ним, уехала в Париж и стала вести там, с одной стороны, совершенно
студенческую, свободную, а с другой -- чисто профессиональную, трудовую жизнь писателя.
Лит-ое дарование сказалось у Авроры Дюпен очень рано. Лит-ая деятельность ее началась с
совместной работы с Жюлем Сандо. Плод этого "коллективного творчества" -- роман "Роза и Бланш", или
"Актриса и монахиня" вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд (половиной имени Сандо -- Sandeau) и
имел успех. Издатели пожелали сейчас же издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане
написала свою часть, а Сандо -- лишь одно заглавие. Издатели требовали, чтобы роман вышел с фамилией
того же, имевшего успех Санда, а Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим
произведением. Чтобы разрешить спор, Сандо посоветовали отныне писать под своим полным именем и
фамилией, а Авроре -- взять половину этой фамилии и поставить перед ней общераспространенное в
Берри имя Жорж. Так явился на свет псевдоним Жорж Санд. Подписанный им роман "Индиана" [1832]
имел большой успех. За нею последовали "Валентина", [1832] потом "Лелия", [1833], Андре", [1835],
"Симон" [1836], "Жак" [1834], и т. д. и т. д. С 1832 и по самый день смерти С., не останавливаясь, писала
ежегодно по роману, а иногда по два и по три, не считая повестей, рассказов и статей. "Лелия" теперь
кажется очень устаревшей по своему чрезмерному романтизму и местами слишком риторичной, но
производит впечатление силой своего протеста, пылкостью негодования и смелостью запросов,
предъявляемых к обществу, а в свое время произвела потрясающее впечатление, вызвала целый ряд
подражаний во всех европейских лит-рах. Отражением венецианского путешествия с Мюссе явился ряд
так наз. "Венецианских повестей" [1838--1839]: "Орко", "Маттеа", "Последняя Альдини" и "Ускок". Эти
же венецианские впечатления отразились и на первых главах "Консуэло" [1842--1843], одного из лучших
романов С. Продолжение его составляет роман "Графиня Рудольштадтская" [1843--1844], а с ним тесно
связаны очерки по истории Богемии и Гусситских войн: "Ян Жишка" и "Прокоп Великий" [1853], в
которых ярко выразились симпатии С. к коммунистическим тенденциям средневековой чешской секты
таборитов. В этом романе отразились кроме того идеи Пьера Леру о прогрессе человечества,
преемственно переходящем от одного народа к другому, учение сенсимонистов о высоком назначении и
роли артиста в человеческом обществе и т. п. Не менее интересен роман "Спиридион" [1839] как
отражение мысли, высказанной Лессингом в "Воспитании рода человеческого" о прогрессивном
изменении человеческих верований.
В своем провинциальном городке Ла-Шатр Аврора Дюдеван, как и муж ее, принадлежали к так
наз. "бонапартистской оппозиции" Бурбонам. Переселившись в Париж, она попала в самый разгар
социально-политической борьбы: революция 1830, правда, уже прошла, но началась борьба против
буржуазной монархии Луи Филиппа: произошло Лионское восстание, кровавое усмирение в улице СенМерри
в Париже [1832], процесс сен-симонистов, так наз. процесс-монстр -- грандиозный политический
процесс 1835; один из адвокатов сенсимонистов -- Мишель де Буржа -- убедил С. в необходимости
политической борьбы. Не менее сильное влияние на писательницу оказал Ламенне своими пылкими
речами и писаниями об истинных интересах народа. Доминирующей нотой ее романов стала идея о
несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов становятся крестьяне и
труженики города ("Орас" -- "Horace", 1842; "Товарищ круговых путешествий по Франции", 1840; "Грех
господина Антуана", 1847; "Жанна", 1844; "Мельник из Анжибо" (1845--1846) и так наз. "деревенские" ее
романы ("Маленькая Фадетта", 1840; "Франсуа-Найденыш", 1849; "Чортова лужа", 1846; "Деревенские
музыканты", 1855), где крестьяне однако рисуются чересчур идеалистически, в совершенно иных тонах,
чем у Бальзака или Золя). Немудренно, что Гейне уже в 1840 по поводу представления драмы С. "Козима",
[1840] писал, что против автора сплотились ее враги -- аристократия и буржуазия. Герцен говорил, что,
тогда как Скриб является апологетом буржуазии, в романах С. изображены отрицательные ее стороны в
лице разных Бриколенов, Галюше и др., и что поэтому "добрые буржуа читают романы Жорж Санд со
Стр.1