Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638282)
Контекстум
Электро-2024
  Расширенный поиск

Языкознание и литературоведение. Филология (на 2020 год)

← назад
Результаты поиска

Нашлось результатов: 11

Свободный доступ
Ограниченный доступ
1

Диалог литературы и религии

Автор: Балакшина Юлия Валентиновна
[Б.и.]

Глава 10 из «Русская литература и культура XIX века. Учебное пособие»

2

Достоевский и Чехов: неочевидные смысловые структуры

Автор: Карасев Л. В.
ЯСК: М.

Книга посвящена анализу неочевидных смысловых структур, присутствующих во многих романах Достоевского и пьесах Чехова. Неочевидные смысловые структуры выявляются с помощью определенных процедур на фоне подчеркнутого внимания к тому, в какой именно форме представлены действия и высказывания персонажей и к той обстановке, в которой они совершаются. Авторская персональная онтология и мифология – вот главный предмет исследования.

Предпросмотр: Достоевский и Чехов неочевидные смысловые структуры.pdf (0,6 Мб)
3

Древняя Русь: пространство книжного слова

Языки славянской культуры: М.

Книга содержит научные статьи, посвященные древнерусской истории, словесности, музыкальной культуре, а также современному восприятию и интерпретации древнерусских реалий. Основу сборника составили труды сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А.М. Горького РАН и их коллег из других учебных и исследовательских учреждений. Все публикации сопровождаются аннотациями и отражающими их содержание ключевыми словами на русском и английском языках.

Предпросмотр: Древняя Русь Пространство книжного слова. Историко-филологические исследования.pdf (0,3 Мб)
4

Древнерусская литература как литература (О манерах повествования и изображения)

Автор: Демин А. С.
Языки славянской культуры: М.

Парадоксальное название книги «Древнерусская литература как литература» поясняется в подзаголовке: «О манерах повествования и изображения». Имеется в виду изучение выразительности, изобразительности и образности изложения в древнерусских литературных памятниках XI—XVII вв. Книга состоит из 26 очерков, которые расположены по хронологии произведений, — от старейших апокрифов до «Повести о Еруслане Лазаревиче» по списку 1710-х годов.

Предпросмотр: Древнерусская литература как литература.pdf (0,7 Мб)
5

Дистрибутивно-статистический анализ языка русской прозы 1850-1870-х гг. Т. 2

Автор: Шайкевич А. Я.
ЯСК: М.

В соответствии с двояким характером исследования в целом настоящий том включает две части. В части 4 дистрибутивно-статистический анализ (ДСА) проводится на материале 15 миллионов слов, непосредственно примыкающих друг к другу в текстах русской прозы 1850-1870-х гг. Тот же формальный метод прилагается к английскому корпусу (4 миллиона слов романов Диккенса). И в том, и в другом случае ДСА приводит к открытию дистрибутивных классов и некоторых грамматических конструкций. Часть 5 представляет собой частотный словарь русского корпуса, показывающий распределение слов по основным жанрам, по микрожанрам и по текстам 25 писателей. В существенно расширенном виде том 2 представлен на компакт-диске.

Предпросмотр: Дистрибутивно-статистический анализ языка русской прозы 1850-1870-х гг. Т. 2.pdf (0,3 Мб)
6

Драматургия Степана Лобозёрова

Автор: Вторушина Надежда Лобозёрова
Бурятский государственный университет

В работе впервые представлен монографический анализ творчества современного российского драматурга Степана Лукича Лобозёрова (род. в 1948 г.). Пьесы были написаны в период с 1982 по 2013 г. С точки зрения аксиологического анализа проведена классификация характеров героев, изучена в аспекте эволюции корреляция типологии с особенностями сюжетики и жанровых решений.

Предпросмотр: Драматургия Степана Лобозёрова .pdf (0,1 Мб)
7

Деревенская проза в зеркале утопии

Автор: Ковтун Н. В.
ФЛИНТА: М.

В монографии анализируются проблемы становления, развития утопической традиции в России. В центре авторского внимания именно «позитивная», счастливая утопия, особенности ее художественного воплощения в традиционной прозе второй половины ХХ века (миромоделирующие проекты А. Солженицына, В. Белова, В. Распутина) и пути преодоления, выхода из пространства Утопии в бесконечность истории (творчество В. Шукшина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, позднего В. Астафьева). Современная литература рассматривается с позиции нравственной проективности, ее художественной реализации в условиях утраты всех прежних ценностей, исчезновения самой «почвы». Идеологический, духовный кризис рубежа ХХ – XXI веков породил не только чувство бессмысленности бытия, но реализовал креативный потенциал утопии, опирающийся на фольклорные архетипы, социокультурные мифы, имманентные законы актуализации идеального. Глобальные утопические проекты прогрессистов и традиционалистов («деревенская проза»), опротестованные самой историей, – своеобразная точка отсчета для литературы постмодернизма и неореализма. Постмодернистская проза «остранила», травестировала известные идеи, образы, ситуации одновременно продемонстрировав и собственную зависимость от художественных проектов предшественников. Современные неореалисты обратились к образу «маленького», обычного человека, уцелевшего в «железных объятиях» «просвещенного» государства, сосредоточились на поиске новых смыслов, возможностей «диалога» с «низкой» реальностью. Перспектива «диалога» не обещает истины, но в известном смысле соположена ей.

Предпросмотр: Деревенская проза в зеркале утопии.pdf (0,2 Мб)
8

Древнерусская литература. Воинская повесть XI-XVII вв.: курс лекций; Развитие исторических жанров: материалы к спецсеминару

Автор: Трофимова Н. В.
ФЛИНТА: М.

В пособии рассматриваются основные особенности и историческое развитие одного из малоизученных жанров древнерусской литературы, предлагается типология разновидностей жанра, прослеживаются черты их поэтики.

Предпросмотр: Древнерусская литература. Воинская повесть XI-XVII вв. курс лекций; Развитие исторических жанров материалы к спецсеминару.pdf (0,5 Мб)
9

Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз)

Автор: Саяпова А. М.
ФЛИНТА: М.

Лирика А.А. Фета, осмысленная как диалог с лирикой Хафиза, позволяет говорить о взаимодействиях «резонансного» типа. Художественно-философское выражение Хафизом сущностного начала эхом отзывается в западной поэзии и философии (Гете, Гейне, Шопенгауэр, Хайдеггер, Ясперс), а через них – в русской, в частности, в поэзии Фета.

Предпросмотр: Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз).pdf (0,2 Мб)
10

Дневники русских писателей XIX века

Автор: Егоров О. Г.
ФЛИНТА: М.

Книга является комплексным исследованием писательских дневников. Анализируется жанровая структура дневника: его функция, типология, метод, стиль и т.д. Вводится в научный оборот большой материал, ранее не входивший в поле зрения исследователей. Наряду с дневниками классиков литературы XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой) исследуются дневники писателей «второго» ряда (М.П. Погодин, А.С. Суворин). Отдельная глава посвящена дневникам круга Л. Толстого (С.А. Толстая, Т.Л. Сухотина, Д.П. Маковицкий, В.Ф. Булгаков).

Предпросмотр: Дневники русских писателей XIX века .pdf (0,2 Мб)
11

Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени

Автор: Степанян Карен
Языки славянской культуры: М.

Сервантеса - наряду с Шекспиром и Шиллером - Достоевский называл в числе величайших гениев мировой литературы, наиболее ценимых им. Образы Дон Кихота и князя Мышкина сопоставлялись множество раз, однако до сих пор не существовало специального исследования, посвященного сравнительному анализу всего творческого пути русского и испанского писателей в контексте культурной истории Европы. Монография доктора филологических наук, вице-президента российского Общества Достоевского Карена Степаняна восполняет этот пробел. В книге рассматриваются сходства и различия между Испанией XVI-XVII вв. и Россией XIX в., сложнейшая духовная эволюция обоих писателей, переживших ужас ожидания смертной казни и помилование в последний момент, тюрьму, лишения, прижизненную славу и непонимание, противоставших кризису личности и христианской цивилизации и разгадавших многие метафизические тайны бытия. Раскрываются причины, подвигшие Достоевского и Сервантеса на разрешение грандиозной художественной задачи: создать образ "положительно прекрасного" человека и понять, способна ли такая личность собственными силами победить мировое зло. В главах, посвященных Дон Кихоту и Мышкину, прослежено и меняющееся восприятие этих бессмертных образов в различные эпохи, их романное бытие представлено на фоне судеб реальных исторических личностей - Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Савонаролы, политических и культурных деятелей XX в. Определяется сущность творческих методов русского и испанского писателей как "реализма в высшем смысле", критически осмысляется бахтинская теория карнавала. Впервые выделяется содержательная и жанровая близость последних творений Достоевского и Сервантеса - романов "Братья Карамазовы" и "Странствия Персилеса и Сихизмунды".

Предпросмотр: Достоевский и Сервантес диалог в большом времени.pdf (0,3 Мб)