ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Л. Богорад
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного
исследования.
Эффективное
функционирование
местного самоуправления как
самостоятельного
института невозможно без достаточных
материальных ресурсов,
обеспечивающих
публичного
стабильную
экономическую базу муниципальных
образований и соответственно
– исполняемость местных
бюджетов по доходам и расходам.*
В
соответствии с теорией финансового
права, самостоятельность
местного самоуправления
обеспечивается налогами и сборами,
закрепленными за местными
бюджетами бюджетным
законодательством и законодательством
о налогах и сборах. На
практике же эта задача не реализуется:
как свидетельствует анализ
специалистов Счетной палаты
РФ, доля налоговых доходов в
доходной части местных бюджетов
составляет не более 36,1%,
из которых доходы от местных
налогов составляют 3,6%1
. По*
Публикация подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Богорада Леонида
Максимовича на соискание ученой
степени кандидата юридических наук
по специальности 12.00.14 – Административное
право; финансовое право;
информационное право. Работа выполнена
в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального
образования «СанктПетербургский
государственный университет
аэрокосмического приборостроения».
Научный руководитель:
доктор юридических наук, доцент
Болотина Елена Валентиновна.
Полный текст доступен по адресу:
uef.ru/thesis/d17bogoradlm.docx
1
См.: Сводная аналитическая записка
по результатам экспертноаналитического
мероприятия «Обеспечение
реализации Федерального
закона от 6 октября 2003 года ¹131ФЗ
«Об общих принципах организамимо
этого, формирование доходных
частей местных бюджетов
во многом зависит от безвозмездных
межбюджетных перечислений.
Так, во многих субъектах
РФ без дотаций не могут
обойтись до 70-80 процентов
местных бюджетов2
. В результате,
автор вынужден констатировать,
что правовые нормы, установленные
в России в период
экономических реформ, не обеспечили
механизма финансовых
гарантий для органов местного
самоуправления, а вовлечение
России в экономические процессы,
обусловленные мировым финансовым
кризисом, только усугубили
эту ситуацию.
В то же время в условиях
бюджетного федерализма необходимо
принимать во внимание,
что бюджеты муниципальных образований
неразрывно связаны с
институтами государственного и
регионального финансового администрирования,
реализация
которых
гарантируется силой
государственного принуждения.
Данное обстоятельство создает
предпосылку того, что финансовая
деятельность местного самоуправления
в рамках действующего
законодательства зависима
от нормотворчества органов федеральной
государственной власти
и государственной власти
субъектов РФ.
В связи с этим мы полагаем,
что одной из главнейших задач
финансово-правового
аспекта
реформы организации мунициции
местного самоуправления в РФ»
в 2007 году». Утв. Коллегией Счетной
палаты Российской Федерации от 18
апреля 2008 г. М., 2008. Протокол
¹16К(593), п.3. С.11.
2
См.: Лагутин И.Б. Муниципальный
финансовый контроль в Российской
Федерации: организационно-правовые
основы // Конституционное и муниципальное
право. 2008. ¹23. С.33.
пальной власти в современной
России является поиск оптимальной
модели соотношения
государственных и самоуправленческих
начал в сфере финансового
обеспечения местного
самоуправления; средств и методов
обеспечения финансовой
самостоятельности органов местного
самоуправления, а также
– эффективных механизмов
финансового контроля.
Проблема поиска оптимального
финансово-бюджетного взаимодействия
государства и муниципалитетов
является актуальной
не только для Российской Федерации,
но и других государств.
При этом мировой опыт не дает
универсальных решений, поскольку
в каждой стране наблюдается
индивидуализация механизмов
государственной власти,
распределение налоговых и
бюджетных полномочий, а также
способов межбюджетного взаимодействия.
Вместе с тем, целый
ряд отдельных проблем, охватываемых
избранной темой исследования,
имеет решение в мировой
практике, поэтому учет ее
достижений и уроков представляется
объективно-необходимым
и, как следствие, позволяет определить
направления, продвигаясь
по которым возможно
сформировать и нормативно закрепить
социально справедливые
отношения между органами государственной
власти и местного
самоуправления.
Исследование в данном контексте
финансово-правовых основ
муниципального управления
Франции, как страны с детально
отработанной системой административного
и финансового права
и длительной историей развития
муниципального устройства,
является чрезвычайно важным,
поскольку основой как самой
модели муниципального управЛ.
Богорад. Финансово-правовые основы муниципального управления Французской … 89
Стр.1