ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
КТО БУДЕТ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ
ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
В ЖКХ? <...> *
Федеральный закон от 23.11.2009 ¹261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в императивной
форме установил, что производимые, передаваемые, потребляемые
энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. <...> В статье рассказывается о том, как оптимально и с наименьшими рисками организовать приборный учет в муниципальном образовании. <...> Особенно это очевидно в теплоснабжении: с одной
стороны рост безнадежной к возврату дебиторской задолженности препятствует привлечению инвестиций
для модернизации основных средств
теплоснабжающих организаций, создает проблемы для развития бизнеса
в целом, с другой стороны, экономическая несостоятельность населения
и рост протестных настроений не допускают ликвидации административных методов тарифного регулирования. <...> Инструментом
реализации обязательных требований законодательства об энергосбережении является создание муниципальных и региональных операторов
коммерческого учета, или, просто,
энергооператоров, которых на федеральном уровне представляет СРО
НП «Межрегиональный альянс энергооператоров». <...> Яблоко раздора
приборного учета
На первый взгляд, в установке
приборов учета нет ничего особенно
*
Президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета «Новое измерение», г. Москва.
сложного. <...> Приборы учета – это технические средства, необходимые
для получения данных о том, кто и
сколько тепла произвел, передал,
потребил, чтобы на основании этого
знания провести расчеты между
сторонами. <...> Однако в российских условиях простая задача установки
приборов учета и проведения расчетов на основании их показаний оказалась очень сложной: прибор учета
стал, по сути, пограничным звеном,
определяющим финансовые расчеты
двух основных сторон: поставщика и
потребителя тепловой энергии, а
если смотреть глобально <...>
Кто_будет_считать_деньги_за_коммунальные_услуги_в_ЖКХ.pdf
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
КТО БУДЕТ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ
ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
В ЖКХ?
Б. Портянкин*
Федеральный закон от 23.11.2009 ¹261-ФЗ «Об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности» в императивной
форме установил, что производимые, передаваемые, потребляемые
энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением
приборов учета. В статье рассказывается о том, как оптимально
и с наименьшими рисками организовать приборный учет в муниципальном
образовании.
Введение
*Существующие до сих пор в коммунальной
сфере отношения производителей
и потребителей энергоресурсов,
допускающие безучетное потребление
и применение произвольных
схем ценообразования, давно
себя исчерпали. Особенно это очевидно
в теплоснабжении: с одной
стороны рост безнадежной к возврату
дебиторской задолженности препятствует
привлечению инвестиций
для модернизации основных средств
теплоснабжающих организаций, создает
проблемы для развития бизнеса
в целом, с другой стороны, экономическая
несостоятельность населения
и рост протестных настроений не допускают
ликвидации административных
методов тарифного регулирования.
Поэтому альтернативы приборному
учету в ЖКХ нет. Инструментом
реализации обязательных требований
законодательства об энергосбережении
является создание муниципальных
и региональных операторов
коммерческого учета, или, просто,
энергооператоров, которых на федеральном
уровне представляет СРО
НП «Межрегиональный альянс энергооператоров».
Яблоко
раздора
приборного учета
На первый взгляд, в установке
приборов учета нет ничего особенно
*
Президент Ассоциации энергосервисных
компаний и производителей приборов
учета «Новое измерение», г. Москва.
сложного.
Приборы учета – это технические
средства, необходимые
для получения данных о том, кто и
сколько тепла произвел, передал,
потребил, чтобы на основании этого
знания провести расчеты между
сторонами. Однако в российских условиях
простая задача установки
приборов учета и проведения расчетов
на основании их показаний оказалась
очень сложной: прибор учета
стал, по сути, пограничным звеном,
определяющим финансовые расчеты
двух основных сторон: поставщика и
потребителя тепловой энергии, а
если смотреть глобально, то коммунальной
и жилищной сферы вообще.
Вопрос денег – всегда самый важный
там, где есть продавец и покупатель.
Особенно если товар, тепловая
энергия, такой специфический:
количество и качество этого
товара можно установить только непосредственно
в момент потребления,
в точке учета, находящейся в
многоквартирном доме, и никак иначе.
В силу этого прибор учета и стал
той точкой, от которой расходятся
разнонаправленные векторы интересов
сторон – тех, кто поставляет
ресурс и тех, кто его потребляет.
Кроме того, приборный учет оказался
на стыке разных законодательных
систем, развивающихся параллельно
друг другу: с одной стороны,
системы законодательства об
электроэнергетике, о тепло- водоснабжении,
а с другой стороны, жилищного
законодательства. Нормы
этих законодательных систем часто
противоречат друг другу, т.к. разной
была логика их создания, разными
Автор. Кто будет считать деньги…
ГУ ¹11’12
65
Стр.1