ГРАДОУСТРОЙСТВО
СПАЛЬНЫЕ ЦЕХА
А. Левинтов
14 августа 2009 года чиновники
двух ведомств, Минрегиона и Минфина,
договорились о том, что они
подразумевают под словосочетанием
«моногород». Можно не сомневаться,
что в этой «понятийной» работе
не участвовали учёные: ни социологи,
ни географы, ни историки,
ни градостроители – слишком много
ляпов допущено и в понятии и в истории
формирования этого явления
и в его сути.
Сама постановка вопроса кажется
дикой и нелепой: с каких это пор чиновники
получили право и власть
давать понятия объектам, вообще
никакого отношения не имеющим к
сфере их деятельности? Завтра тот
же Минфин возьмётся за понятие
«человек» и будет решать, кого из
нас относить к этому понятию, а кого
нет. И выступит с законодательной
инициативой, и распространит
циркуляр, регламентирующий финансовое
воздействие на «человека»
и «человекоподобных».
Всё это заставляет высказать
иную, отличную от «официальной»
точку зрения.
Генезис моногородов
Обычно моногородами были и остаются
малые города.
Самыми древними в России являются
военные и оборонительные
городки, остроги, особенно распространенные
на колонизованных территориях
Сибири и Русской Америки.
Позже они были дополнены тюремно-каторжными
функциями. Таких
моногородов много возникло и в
советское время как спецпоселения
ГУЛАГа, «соцгородки» и просто скопления
лагерей. Существуют они и
поныне (Лабытнанги в устье Оби,
Потьма в Мордовии, 13 посёлков
МВД на БАМе). Близки к этому типу
и города-гарнизоны: Плесецк, Кубинка,
Звёздный.
Следующий тип, весьма распространенный
в дореволюционной
России, захиревший, но вполне сохранившийся
в советское время –
торговые городки, описанные Н. Гоголем
(Миргород), Ф. Достоевским в
«Братьях Карамазовых»
(Очумеловск),
А. Платоновым («Город Градов»)
и И. Салтыковым-Щедриным
(«История одного города»). Как и в
Европе, эти городки возникали по
поводу ярмарок и торгов вокруг святынь,
крупных храмов и монастырей.
Ярмарки и торги приурочивались к
храмовым и престольным праздникам.
Эти городки оказались самыми
безнадёжными в советское время,
когда церкви и торговля в стране
были практически уничтожены (советская
торговля торговлей не являлась
– это своеобразная форма распределения).
Сюда относятся Елец,
Кашин, Собачьи Горы, Верея, Козельск,
Торжок и многие другие.
Самый распространенный тип
отечественных моногородов – промышленные.
Их историю можно начинать
с Акинфия Демидова, построившего
на Урале около 20 горнорудных
предприятий и городков
при них: Златоуст, Челяба, Новая Утка,
Кыштым. Касли, Невьянск, Тагил,
Миасс и т. д. Позже он перенёс эту
практику на Рудный Алтай. Большинство
этих городков так и остались
небольшими моногородами, хотя некоторые
(Златоуст, Челябинск, Нижний
Тагил) выросли в крупные многопрофильные
центры.
Население демидовских городков
формировалось за счёт отписанных
заводчику «казённых» крестьян, принадлежавших
Уделам, то есть ведомству
по управлению делами и
имуществом царствующей фамилии,
а также нелегально принимаемым на
работу беглым (ссыльным, каторжанам,
дезертирам и т. п.). Важно подчеркнуть,
что это не исторически
сложившиеся городские общины, а
единовременно сколоченные и принуждённые
жить вместе социальные
группы, то, что при Петре I стало носить
название «сволочи» (насильственно
сволоченных»). Отсюда и особая
социо-культурная и криминальная
ситуация, складывавшаяся в
этих городках: беспробудное пьянА.
Левинтов. Спальные цеха
ГУ ¹2’11
39
Стр.1