Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями интеллекта

0   0
Первый авторМоругина Валерия Валерьевна
АвторыТашина Татьяна Михайловна, Паршенкова Елена Николаевна
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц150
ID876703
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы современной олигофренопедагогики, дается клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта как субъектов и объектов обучения и воспитания, излагается история и современное состояние психолого-педагогической помощи таким обучающимся, описываются специфические особенности содержания коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ, раскрываются научно-организационные, методические и технологические основы обучения, воспитания и развития лиц с нарушением интеллекта в общественных институтах и семье. Данное учебное пособие адресовано студентам, осваивающим образовательные программы направлений подготовки специальное (дефектологическое), психолого-педагогическое и педагогическое образование, а также может быть полезно преподавателям, читающим дефектологические курсы, и практикующим педагогам-дефектологам.
ISBN978-5-86229-481-1
УДК376.42
ББК74.35
Моругина, В.В. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями интеллекта : учебное пособие / Т.М. Ташина, Е.Н. Паршенкова; В.В. Моругина .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2024 .— 150 с. — ISBN 978-5-86229-481-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/876703 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Обучение,_воспитание_и_развитие_детей_с_нарушениями_интеллекта.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ Моругина В.В., Паршенкова Е.Н., Ташина Т.М. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Учебное пособие ШУЯ 2024
Стр.1
УДК 376.42 ББК 74.35 М 79 Рецензенты: Махов А.С. Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной государственного бюджетного образовательного учреждения инклюзивного физической высшего культуры Федерального образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» Лебедева С.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» М 79 Моругина В.В. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями интеллекта: учебное пособие / В.В. Моругина, Е.Н. Паршенкова, Т.М. Ташина. – Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2024. – 149 с. В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы современной олигофренопедагогики, дается клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта как субъектов и объектов обучения и воспитания, излагается история и современное состояние психологопедагогической помощи таким обучающимся, описываются специфические особенности содержания коррекционно-образовательных и коррекционновоспитательных программ, раскрываются научно-организационные, методические и технологические основы обучения, воспитания и развития лиц с нарушением интеллекта в общественных институтах и семье. Данное учебное образовательные программы пособие адресовано студентам, осваивающим направлений подготовки специальное (дефектологическое), психолого-педагогическое и педагогическое образование, а также может быть полезно преподавателям, читающим дефектологические курсы, и практикующим педагогам-дефектологам. ISBN 978-5-86229-481-1 © Шуйский филиал ИвГУ © Моругина В.В., 2024 © Паршенкова Е.Н., 2024 © Ташина Т.М., 2024 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5 ГЛАВА I. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) 1.1. Понятие «умственная отсталость», существенные признаки …………... 6 1.2. Клинические формы умственной отсталости ……………………………. 8 1.3. Причины умственной отсталости ………………………………………… 9 1.4. Классификации нарушений интеллекта …………………………………. 10 1.5. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с нарушениями интеллекта ……………………………………………………… 19 ГЛАВА II. Олигофренопедагогика как наука 2.1. Объект, предмет, субъект и задачи олигофренопедагогики …………… 28 2.2. Связь олигофренопедагогики с другими науками ………………………. 29 2.3. Методы исследования в олигофренопедагогике ………………………... 29 2.4. Вклад зарубежных и отечественных дефектологов в становление олигофренопедагогики ………………………………………………………… 30 ГЛАВА III. Система коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта 3.1. История становления система коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта …………………………………………….. 33 3.2. Краткая характеристика системы коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта в России ………………………... 37 ГЛАВА IV. Организация и содержание школьного образования лиц с нарушениями интеллекта 4.1. Сущность содержания образования и принципы его построения для обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………. 39 4.2.Особенности содержания образования обучающихся с нарушениями интеллекта на современном этапе …………………………………………….. 42 4.3. Характеристика программы формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью …………………………………….. 48 ГЛАВА V. Научно-организационные, методические и технологические основы обучения детей с нарушениями интеллекта 5.1. Дидактика и основные ее категории. Проблемы обучения детей с нарушениями интеллекта ……………………………………………………. 52 5.2.Основные этапы познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………………………… 54 5.3.Технологии педагогического изучения обучающихся с нарушениями интеллекта ………………………………………………………………………. 55 5.4. Характеристика принципов обучения ……………………………………. 58 5.5. Методы обучения лиц с нарушениями интеллекта: определение, классификация и характеристика ……………………………......................... 61 5.6. Формы организации обучения лиц с нарушениями интеллекта ……….. 63 5.7. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с нарушениями интеллекта ………………………………………………………………………. 74 ГЛАВА VI. Воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта 6.1.Особенности, закономерности и принципы воспитания детей с нарушениями интеллекта …………………………………………………….. 6.2. Организация воспитательного процесса в учреждениях, 3 79
Стр.3
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ………………………………………………………………….. 81 6.3. Методы и формы организации воспитания обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………………………… 84 6.4. Направления воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта ………………………………………………………………………. 88 6.5. Внеурочная деятельность обучающихся с нарушениями интеллекта …. 6.6. Коллектив обучающихся с нарушениями интеллекта и особенности его формирования ………………………………………………………………….. 91 94 ГЛАВА VII. Основные направления и технологии социальной адаптации и коррекционной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта 7.1. Работа по социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта ………………………………………………………………………. 98 7.2.Трудовое обучение как механизм социальной адаптации обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………………………. 99 7.3. Предметная область «Человек и общество» и его роль в практической подготовке обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в социуме ………………………………………………………………... 103 7.4. Развитие коммуникативной функции речи и навыков общения у обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………. 108 7.5. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с нарушениями интеллекта ………………………………………………………………………. 110 7.6. Роль ассистивных технологий в социализации и коррекции обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………………………. 116 ГЛАВА VIII. Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития 8.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития ……………………………………. 123 8.2. Особенности организации обучения и развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития ……………………... 128 8.3. Характеристика содержательного компонента адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2) …………………… 134 ГЛАВА IX. Технологии работы с семьями, имеющими детей c нарушениями интеллекта 9.1.Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта ………………………………………………. 137 9.2.Стили родительско-детских отношений ………………………………….. 138 9.3.Организационные формы совместной деятельности семьи и школы ….. Список использованной литературы…………………………………………... 139 141 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ