Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История педагогики и образования (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТоросян Вардан Григорьевич
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц497
ID874515
АннотацияУчебник посвящен основам формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли, которые предстают на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, в основе которых воспитание и образование многих поколений, стран и континентов на протяжении почти всей истории человечества. Рассматриваются проблемы и перспективы современного образования и воспитания в мире. Особое внимание отводится роли образования в современной России. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений.
ISBN978-5-4475-2579-8
УДК37-9(075.8)
ББК74.03я73
Торосян, В. Г. История педагогики и образования : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Специальная педагогика», 033400 «Педагогика» / В. Г. Торосян .— Москва : Директ-Медиа, 2015 .— 497 с. — ISBN 978-5-4475-2579-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/874515 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_педагогики_и_образования.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
История_педагогики_и_образования.pdf
УДК 37-9(075.8) ББК 74.03я73 Т61 В. Г. Сидоров, академик МАНВШ, академик АПСН, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии КубГУ; Рецензенты: зав. кафедрой развития ребенка РФ ККИДППО, заслуженный учитель РФ Е. Г. Приходько, кандидат педагогических наук, Т61 Торосян, В. Г. учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 История педагогики и образования : «Специальная педагогика», 033400 «Педагогика» / В. Г. Торосян. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 497 с. ISBN 978-5-4475-2579-8 Учебник посвящен основам формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли, которые предстают на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, в основе которых воспитание и образование многих поколений, стран и континентов на протяжении почти всей истории человечества. Рассматриваются проблемы и перспективы современного образования и воспитания в мире. Особое внимание отводится роли образования в современной России. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. УДК 37-9(075.8) ББК 74.03я73 ISBN 978-5-4475-2579-8 © Торосян В. Г., текст, 2015 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2015
Стр.2
Содержание Содержание ...............................................................................3 ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................15 РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................18 Глава 1. Историческая обусловленность представлений о задачах и содержании образования .........................................................................18 Место образования и воспитания в общественной мысли.................................................18 Место образования в общественной жизни ...........19 Проблема эффективности образования..................20 Историческая обусловленность основных понятий.............................................................................22 Социокультурная обусловленность приоритетов образования .....................................................................24 Значение философии образования..........................33 Вопросы и задания.........................................................35 Рекомендуемая литература...........................................35 Глава 2. Социальная природа образования.................38 Начало воспитания и образования............................38 Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях ..........................................41 Соотношение общечеловеческого, национального и индивидуального в воспитании..............................42
Стр.3
Сущность национального образования...................46 Актуальность концептуальных изменений в образовании ....................................................................54 Вопросы и задания ........................................................61 Рекомендуемая литература...........................................62 РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ......................................64 История как ключ к настоящему и будущему ............64 Глава 3. Образование в древних цивилизациях.........67 Общий взгляд .................................................................67 Воспитание и образование в государствах Двуречья ...........................................................................68 Образование в Древнем Египте.................................69 Древнеиндийское образование ..................................72 Образование в Древнем Китае ...................................76 Особенности японского образования......................79 Вопросы и задания ........................................................80 Рекомендуемая литература...........................................81 Глава 4. Античная пайдейя..............................................82 Общая характеристика античности ..........................82 Крито-микенские истоки .............................................83 Идеалы воспитания архаического периода.............84 Отношение к образованию в античности ..............85 Пифагорейская школа..................................................86 Учения Гераклита и Демокрита .................................88 Софисты. «Майевтика» Сократа.................................89 4
Стр.4
Воспитание философского отношения к жизни..............................................................................91 Концепция Платона ......................................................93 Концепция Аристотеля ................................................98 Античная школа .............................................................99 Образование и воспитание в Древнем Риме ....... 100 Вопросы и задания...................................................... 103 Рекомендуемая литература........................................ 104 Глава 5. Образование и воспитание в Средние века.................................................................. 105 § 1. Образование в христианской Европе ............ 105 § 2. Образование и воспитание в исламском мире ................................................................................ 124 Вопросы и задания...................................................... 129 Рекомендуемая литература........................................ 130 Глава 6. Образование в эпоху Возрождения............ 131 Общий взгляд............................................................... 131 Принципы ренессансного гуманизма.................... 133 Образование у итальянских гуманистов................ 135 Гуманизм как доминанта культуры Возрождения ................................................................ 137 Значение Реформации .............................................. 138 Реформация и образование...................................... 141 Эразм.............................................................................. 143 Педагогическая мысль Французского Возрождения ................................................................ 145 5
Стр.5
Педагогические идеи утопистов ..............................147 Школа в эпоху Возрождения ....................................149 Рост университетского образования.......................150 Мировоззренческое значение системы Коперника......................................................................151 Вопросы и задания ......................................................153 Рекомендуемая литература.........................................154 Глава 7. Просвещение ....................................................156 Общая характеристика ...............................................156 Идеи науки и образования у Ф. Бэкона..................158 Природа как учитель у «Республики Ученых»......160 Педагогические идеи «Республики Ученых» ........161 Программа Просвещения в концепции Я. Коменского...............................................................164 Значение институциализации науки ......................169 Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения .......................................170 Энциклопедизм ............................................................172 Педагогические идеи Французского Просвещения ................................................................173 Концепция природообразного воспитания Ж.-Ж. Руссо ..................................................................177 Педагогические требования и образовательные проекты Французской революции ..........................183 Просвещение в Англии и США в ХVIII веке ......186 6
Стр.6
Просвещение в Германии......................................... 187 Педагогика И. Песталоцци....................................... 194 Вопросы и задания...................................................... 197 Рекомендуемая литература........................................ 198 Глава 8. Образование в России: от древности до Просвещения.............................................................. 200 «Откуда есть пошла …» ............................................. 200 Воспитание и обучение у древних славян............ 201 § 1. Образование в ранний период российской государственности (X–XII вв.)................................. 205 § 2. Воспитание и образование в Московском государстве.................................................................... 212 § 3. Российское Просвещение ................................. 219 Вопросы и задания...................................................... 228 Рекомендуемая литература........................................ 229 Глава 9. Европейское образование в XIX веке........ 231 Общая картина............................................................. 231 Педагогические идеи и деятельность И. Гербарта ................................................................... 233 Педагогика Ф. Фребеля .............................................. 237 В. Дистервег.................................................................. 240 Идеи индивидуалистического целеполагания в образовании.................................................................. 243 Опыт утопистов-социалистов.................................. 246 От Фейербаха к Марксу ............................................. 248 Философия и педагогика позитивизма ................. 253 7
Стр.7
Полемика вокруг образования и реформы в конце ХIХ века ..........................................................255 Вопросы и задания ......................................................258 Рекомендуемая литература.........................................259 Глава 10. Российское образование в XIX веке .........261 Общий взгляд ...............................................................261 Реформы в образовании начала ХIХ века ............262 Реакционный откат в общественной жизни и образовании ..................................................................265 Царскосельский лицей и дух вольнодумства........266 «Три столпа» политики и образования при Николае I .......................................................................269 Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли...............272 Общественные перемены в России во второй половине ХIХ века и их выражение в образовании ...............................................................276 Педагогические идеи и деятельность Д. Писарева и Н. Пирогова...............................................................278 Политические и педагогические идеи революционных демократов.....................................280 Педагогические идеи и деятельность К. Ушинского................................................................284 Вопросы и задания ......................................................288 Рекомендуемая литература.........................................289 8
Стр.8
Глава 11. Педагогические поиски в России рубежа XIX-XX веков .................................................... 291 Матовый блеск «Серебряного века»........................ 291 Позиция интеллигенции в духовных исканиях конца XIX – начала XX вв........................................ 294 Л. Толстой как «зеркало» противоречий российской общественной и педагогической мысли.............................................................................. 296 Разработка философских оснований образования на рубеже XIX-XX вв. ...................... 301 Педагогические идеи С. И. Гессена и их судьба .................................................................... 302 Реформаторско-экспериментальная педагогика на рубеже XIX-XX вв. ................................................ 303 Образование как фронт политической борьбы в России начала XX века........................................... 307 Вопросы и задания...................................................... 309 Рекомендуемая литература........................................ 310 Глава 12. Образование XX века за рубежом............. 312 Общий взгляд............................................................... 312 Социальная педагогика.............................................. 316 Религиозно-философские концепции образования .................................................................. 319 Педагогические концепции философовэкзистенциалистов ...................................................... 320 9
Стр.9
Реформаторская педагогика первой половины XX в. ................................................................................322 Экспериментальные школы и школьные реформы первой половины XX века ....................329 Фашизм как испытание для образования ..............332 Гуманистическая педагогика .....................................335 Особенности образования в современной Японии ...........................................................................339 Основные приоритеты и тенденции современного образования за рубежом..................342 Вопросы и задания ......................................................346 Рекомендуемая литература.........................................347 Глава 13. Советское образование и воспитание ......349 Вопрос о приоритетах образования в первые послереволюционные годы ......................................349 Захват образования большевиками.........................351 Ленин и Крупская как идеологи советского образования и воспитания.........................................353 «Культурная революция»............................................355 Советская педагогическая мысль 20–30-х годов...357 Педагогика А.С. Макаренко.......................................359 Советское образование в 30-х годах........................361 Особенности воспитания «советского человека» ........................................................................363 10
Стр.10
Испытание советского воспитания в Великой Отечественной войне и послевоенные годы....... 365 Плоды «оттепели» ....................................................... 368 Воспитание и образование в застое ....................... 371 Вопросы и задания...................................................... 374 Рекомендуемая литература........................................ 375 Глава 14. Образование в России после распада СССР .................................................................................. 377 Смена концептуальных приоритетов..................... 377 Новые формы образования и образовательные проекты.......................................................................... 382 Характер проблем российского образования в современных условиях............................................ 387 Вопросы и задания...................................................... 388 Рекомендуемая литература........................................ 389 РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................ 390 Глава 15. Основания и актуальность гуманизирующего образования и воспитания ........ 390 Образование в начале третьего тысячелетия ....... 390 Актуальность образования с «человеческим лицом»............................................................................ 393 Болезнь современной цивилизации – кризис культуры......................................................................... 394 Образование как антикультура ................................ 396 11
Стр.11
Понятие гуманизма и эволюция его содержания ....................................................................402 Понятие гуманитарного процесса...........................406 Исходные принципы гуманитарного процесса в области образования................................................407 Вопросы и задания ......................................................409 Глава 16. Воспитание гуманизма в отношениях с природой ........................................................................410 Отношение к природе как пробный камень любой цивилизации ...................................................410 Бездушное отношение к природе в стереотипах образования...................................................................415 Актуальность изучения концепций современного естествознания и неизбежность концептуальных различий в их преподавании....................................418 Жизнь и разум как звенья космической эволюции .......................................................................419 Методологическое и мировоззренческое значение принципов самоорганизации.................423 Концепция Геи-Земли как основа гуманизирующего экологического воспитания ...426 Необходимость воспитания экоэтики и биоэтики .....................................................................429 Природа как воспитатель гуманизма в социально-политической сфере...........................433 12
Стр.12
Вопросы и задания...................................................... 436 Глава 17. Проблема гуманизации общественных отношений в современном образовании ................ 438 Место материальных условий в реализации личности........................................................................ 438 Воспитание отношения к труду как к самореализации ........................................................... 441 Воспитание творческого отношения к досугу..... 444 Воспитание гуманизма в семейных отношениях .................................................................. 446 Готовность к свободе как проблема воспитания и образования............................................................... 449 Гуманизм и проблема выбора.................................. 451 Воспитание властью и воспитание власти........... 456 Объективные предпосылки гуманизации политического мышления ........................................ 458 Вопросы и задания...................................................... 462 Глава 18. Воспитание гуманного отношения к себе .................................................................................. 463 Воспитание стремления и умения быть личностью..................................................................... 463 Необходимость перехода от авторитарной к гуманистической этике ........................................... 465 Концепция «образования для себя»........................ 467 Понимание свободы как внутренней независимости.............................................................. 469 13
Стр.13
Воспитание «недоверия к истинам» ........................471 Воспитание веры в себя..............................................473 Воспитание философского отношения к жизни и к смерти .....................................................474 Игра как естественная форма самореализации....475 Вопросы и задания ......................................................477 Глава 19. Гуманизация образования – важнейшая составляющая гуманитарного процесса ...................478 Образование и выбор возможностей в современном мире.......................................................478 Гуманизм образования................................................479 Учитель и ученик как субъекты гуманизирующего образования ..............................480 Учебные книги как путеводитель, а не справочник............................................................482 От депозитной к ризоматической модели образования...................................................................487 Вопросы и задания ......................................................492 Рекомендуемая литература.........................................493
Стр.14

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ