УДК [342+343]:004
ББК [67.401+67.408]:32.81
Г17
Авторы:
Галяшина Е. И., д. ю. н., д. ф. н., профессор, почетный работник сферы образования РФ, академик
РАЕН, и. о. заведующего кафедрой криминалистики, директор Центра правовой экспертизы в сфере
противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Московского государственного
юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА);
Никишин В. Д., к. ю. н., доцент кафедры криминалистики, директор Центра управления изменениями
Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Рецензенты:
Полякова Т. А., д. ю. н., профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, и. о. заведующего
сектором информационного права и международной информационной безопасности Института
государства и права РАН;
Бессонов А. А., д. ю. н., доцент, и. о. ректора Московской академии Следственного комитета РФ.
Г17
Галяшина Е. И., Никишин В. Д.
Информационно-мировоззренческая безопасность в интернет-медиа : монография. –
Москва : Блок-Принт, 2023. – 424 с.
ISBN 978-5-6049287-1-4
В монографии рассмотрены наиболее общественно опасные угрозы информационно-мировоззренческой
безопасности в новой киберреальности, к числу которых относятся пропаганда и
продвижение человеконенавистнических идеологий и криминальных субкультур сетевыми молодежными
сообществами, движениями и организациями, в том числе экстремистского и террористического
толка, пропаганда антисемейных ценностей, культа насилия и убийств, суицидального и иного
аутодеструктивного поведения, романтизация наркоторговли, кибербуллинг, секс-шантаж, доксинг,
секстинг, фейкинг, астротурфинг и т. д.
Работа содержит анализ действующего законодательства в сфере информации, а именно отдельных
статей КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ, а также тексты Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой
информации», Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности», Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации», Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.
Материалы, содержащие нацистскую атрибутику или символику, атрибутику или символику, сходные
с ними до степени смешения, атрибутику или символику экстремистских и (или) террористических
сообществ, организаций, примеры иной запрещенной к распространению информации, использованы
исключительно в информационных, образовательных целях с формированием негативного
отношения к идеологии нацизма, экстремизма и терроризма и иной деструктивной идеологии,
угрожающей национальной безопасности Российской Федерации.
Законодательство приведено по состоянию на 20 октября 2022 г.
Издание предназначено для педагогов, руководителей образовательных организаций, сотрудников
органов государственной и муниципальной власти, ответственных за реализацию молодежной политики
и политики в сфере защиты прав детей, а также для представителей общественных организаций,
реализующих проекты в сфере противодействия деструктивной пропаганде в подростково-молодежной
среде. Может быть полезно руководящему составу Следственного комитета РФ, реализующему задачи,
поставленные в приказе Следственного комитета РФ от 12.07.2011 № 109 «О мерах по противодействию
экстремистской деятельности», по осуществлению на постоянной основе мер правового, информационного
и иного характера, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию
экстремизму.
УДК [342+343]:004
ББК [67.401+67.408]:32.81
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
в рамках научного проекта № 20-011-00190.
ISBN 978-5-6049287-1-4
© Галяшина Е. И., Никишин В. Д., 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список использованных сокращений ..................................................................3
Введение ...........................................................................................................................4
Глава 1
ИНФОРМАЦИОННО- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ВУСЛОВИЯХ НОВЫХ МЕДИА
§1.1. Понятия информационной, информационномировоззренческой
имедиабезопасности........................................ 13
§1.2. Механизмы WEB 2.0, обусловливающие угрозы
информационно- мировоззренческой безопасности..................... 28
§1.3. Депрессивный и(ауто)агрессивный контент вновых
медиа : взаимосвязь деструктивных течений .................................... 40
§1.4. Правовое обеспечение информационномировоззренческой
безопасности личности ..................................103
Глава 2
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО
РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВИНТЕРНЕТ- КОММУНИКАЦИИ
§2.1. Деструктивное общение ..........................................................................131
§2.2. Контентные икоммуникационные риски информационномировоззренческой
безопасности интернет- коммуникации .......136
§2.3. Эридофобия, мортилатрия, делинквентные
икриминальные субкультуры ................................................................143
§2.4. Деструктивная (вредоносная), конфликтогенная,
криминогенная идискредитирующая информация:
соотношение понятий ...............................................................................146
Глава 3
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ВАСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННОМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТКОММУНИКАЦИИ
§3.1.
Криминогенные речевые действия вцифровой
коммуникации ..............................................................................................150
Стр.422
Оглавление
423
§3.2. Юридико- лингвистический подход кисследованию
поликодовых текстов криминогенной коммуникации ................155
3.2.1. Мультимодальность криминогенной цифровой
коммуникации ................................................................................155
3.2.2. Креолизованные иполикодовые тексты:
сущность исоотношение ............................................................157
3.2.3. Мультимодальная перцепция икоммуникационные
каналы восприятия криминогенного
интернет- дискурса ........................................................................159
§3.3. Типовые криминалистические диагностические
комплексы криминогенных речевых действий ..............................165
§3.4. Специальные знания, используемые вцелях
обеспечения медиабезопасности ........................................................178
3.4.1. Понятие специальных знаний, включая часть
юридических знаний, за исключением относящихся
кисключительной компетенции правоприменителя .....178
3.4.2. Перечень знаний вобласти науки, искусства,
техники иремесла, необходимых для выявления
вцифровой медиасреде информационных угроз
иих следов (объектов, подлежащих исследованию) .......194
Глава 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ УГРОЗАМ
ИНФОРМАЦИОННО- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§4.1. Язык вражды. Пропаганда экстремистскотеррористической
идеологии ................................................................204
4.1.1. Экстремистские речевые действия ........................................223
4.1.2. Особенности экстремистских материалов
религиозного дискурса ...............................................................245
4.1.3. Колумбайн (скулшутинг) .............................................................248
4.1.4. Маньяки. Культ убийств ...............................................................272
4.1.5. АУЕ .......................................................................................................280
4.1.6. Фальсификация истории, реабилитация нацизма,
оскорбление дней воинской славы ипамятных дат
России, связанных сзащитой Отечества, осквернение
символов воинской славы России, оскорбление
ветеранов Великой Отечественной вой ны .........................289
4.1.7. Терроризм, кибертерроризм, заведомо ложные
сообщения об акте терроризма ..............................................296
Стр.423
424
Оглавление
4.1.8. Предложения по гармонизации
антиэкстремистского законодательства ...............................301
§4.2. Популяризация суицидального ииного аутодеструктивного
поведения, киберсуицид (онлайн- кибербуллицид,
флешмоб- киберсуицид, аддиктивный киберсуицид),
кибербуллицид ............................................................................................308
§4.3. Пропаганда идей сатанизма, культуры андерграунда,
культа насилия ижестокости (насилие кбеременным
женщинам, детям, инвалидам, животным),
антисемейных ценностей ........................................................................316
§4.4. Пропаганда употребления психоактивных веществ ,
романтизация наркоторговли ................................................................330
§4.5. Кибербуллинг, включая кибермоббинг, харассмент,
имперсонацию, эксклюзию (остракизм), стигматизацию,
киберсталкинг, хейтинг, хеппислепинг ...............................................333
§4.6. Троллинг, флейминг ....................................................................................350
§4.7. Кибергруминг, секстинг ............................................................................354
§4.8. Секс-шантаж, доксинг, аутинг, цифровое
самоповреждение, токсичный контент ..............................................357
§4.9. Распространение детской порнографии ...........................................362
§4.10. Секстинг .........................................................................................................368
§4.11. Фейкинг иастротурфинг ........................................................................371
Заключение ................................................................................................................377
Список использованной литературы ...............................................................381
Официальные документы инормативные правовые акты.....................381
Акты высших судебных инстанций ...................................................................385
Акты органов исполнительной власти .............................................................387
Словари иэнциклопедии ......................................................................................388
Монографии, учебники иучебные пособия ..................................................389
Статьи итезисы докладов .....................................................................................394
Диссертации иавторефераты диссертаций ..................................................406
Источники на иностранных языках ..................................................................407
Судебная практика...................................................................................................411
Иные документы .......................................................................................................411
Интернет- ресурсы ....................................................................................................413
Стр.424