ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ
Е.А. Хромов
Л.В. Латыпова
ИСТОРИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)
Сургут, 2023
Стр.1
УДК 364.01(075.8)
ББК 60.93я73-9
Х 94
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Власова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент
кафедры социально-экономического образования и философии
Сургутского государственного педагогического университета
Хромов, Е. А.
История социальной работы : учебно-методическое пособие :
Х 94
направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)
/ Е. А. Хромов, Л. В. Латыпова ; Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023. – 112 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое
пособие направлено на формирование у обучающихся
компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, в нем представлены материалы
по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История
социальной работы», входящей в основную образовательную программу
бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень
бакалавриата).
УДК 364.01(075.8)
ББК 60.93я73-9
© Хромов Е.А., Латыпова Л.В., 2023
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................. 4
Введение .................................................................................................... 9
Раздел I. Социальная работа в доиндустриальном типе общества ... 11
Тема 1. Введение в историю социальной работы ..................................... 11
Тема 2. Зарождение идей благотворительности в государствах
Древнего Востока ...................................................................................... 18
Тема 3. Социальная помощь в античных обществах ................................ 22
Тема 4. Система попечения нуждающихся в Средние века ..................... 31
Тема 5. Благотворительная деятельность в Древнерусском
и Московском государствах ...................................................................... 43
Раздел II. Социальная работа в индустриальном типе общества ...... 53
Тема 6. Помощь социальным группам в период Нового времени
в Западной Европе (XVI– начало XX вв.) ................................................. 53
Тема 7. Становление системы социальной поддержки
в Северной Америке (XVII – начало XX вв.) ............................................ 66
Тема 8. Российская система призрения и частная благотворительность
в XVIII – начале XX вв. ............................................................................. 72
Раздел III. Социальная работа в постиндустриальном
типе общества ........................................................................................... 90
Тема 9. Становление практики социальной работы
в государствах Западной Европы .............................................................. 90
Тема 10. Формирование модели социальной работы в США .................. 97
Тема 11. Становление и развитие социального обеспечения и социальной
работы в России в первой половине XX – начале XXI вв. ....................... 102
Заключение ............................................................................................... 106
Учебно-методическое и информационное обеспечение ...................... 108
Приложения .............................................................................................. 112
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение дисциплины «История социальной работы» даст возможность
обучающимся направления подготовки «Социальная работа» освоить
накопленные за продолжительный исторический период существования человечества
знания об эволюции субъектов, объектов социальной помощи,
форм и методов социальной работы. В целом дисциплина позволяет увидеть
широкую историческую картину становления социальной работы как профессиональной
деятельности в различных странах мира. История социальной
работы начала формироваться как самостоятельная дисциплина только
с середины XX в. как реакция на потребность практической подготовки специалистов
в области социальной работы. Именно в 1950-е гг. в США, Великобритании
создаются национальные ассоциации социальных работников,
которые через лицензирование стали курировать профессиональную подготовку
социальных работников в образовательных организациях. Социальная
работа стала повсеместно преподаваться в университетах этих стран.
В отличие от теории социальной работы, изучение которой дает возможность
ознакомить с различными теоретическими подходами к оказанию
социальной помощи нуждающимся гражданам, история социальной работы –
это практика применения теоретических концепций, которая выражается
в создании систем социальной работы и систем социальной поддержки и защиты
с их многочисленными и многоуровневыми элементами на государственном
уровне. Качественное изучение истории социальной работы даст
возможность социальному работнику присвоить ее позитивную функцию.
Имеется в виду, что формирующийся социальный работник сможет научиться
проводить историко-экономические аналогии и сравнения, научиться
профессионально мыслить, т.е. принимать правильные и ответственные решения
в социальной сфере на основе постановки проблемы, поиска правильного
ее решения, на основе изучения аналогов в истории социальной работы.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся
направления подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)
и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к организации
самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социальной
работы». Оно призвано помочь обучающимся усвоить историю становления
практики социальной помощи в ее страновом многообразии на различных
исторических этапах. Цель учебно-методического пособия заключается
в осуществлении реальной методической помощи обучающимся в освоении
материала по дисциплине «История социальной работы», выработке соответствующих
навыков и умений и в организации самостоятельного изучения
курса.
Учебный материал пособия разбит на три раздела. Каждая тема
в разделе имеет свой перечень практических заданий. Для каждого практического
задания разработана пояснительная записка. В записке выстроена
– 4 –
Стр.4
не только технология выполнения задания, но и даются подробные методические
рекомендации для его эффективного выполнения. В учебно-методическом
пособии имеется список учебно-методического и информационного
обеспечения. Изучение содержащейся в этом списке литературы позволит
обучающимся не только выполнить представленные задания, но и расширить
свои познания по изученной теме.
Решение представленных в учебном пособии практических заданий
даст возможность обучающимся выработать умения и навыки, необходимые
любому социальному работнику и в других сферах его деятельности. В частности,
владея информацией о тенденциях развития социальной помощи
в разных странах мира, страновых особенностях социального обеспечения,
обучающимся будет проще как осваивать, к примеру, такие курсы как «Социальная
политика», «Теории социальной работы» т. п., так и лучше понимать
современные социальные явления и процессы.
Особенностью данного учебно-методического пособия является структурирование
материала пособия таким образом, чтобы при выполнении самостоятельных
практических заданий обучающимся было интересно
и просто в плане поиска необходимой учебной информации и выполнения
заданий. Доступность материала обеспечивается наличием большого количества
примеров выполнения того или иного вида учебных заданий. К каждой
теме предлагаются шаблоны схем, таблиц и практические задания, позволяющие
определить уровень усвоения материала и сформированности
компонентов компетенции. Использование схем-шаблонов, таблиц не только
делает менее трудным процесс запоминания учебного материала, но и существенно
облегчает процесс самоподготовки к занятиям.
Представленные практические задания дифференцированы в зависимости
от уровня познавательной активности обучающихся. Выполнение
практических заданий поможет обучающимся успешно освоить учебный материал,
а для преподавателя станет хорошим диагностическим инструментом
освоенных студентами компонентов компетенции.
Учебно-методическое пособие специально разработано для курса «История
социальной работы», который рассчитан на один семестр. Общий объем
курса 144 часа (4 з.е.), из которых 58 часов – аудиторные занятия, включающие
лекционные, семинарские и практические занятия. Аудиторная
работа дает возможность преподавателю не только предоставить обучающимся
необходимые знания, но и организовать и управлять их самостоятельной
внеаудиторной работой через подобранные практические задания.
«История социальной работы» читается на втором курсе, поэтому
именно в его рамках обучающиеся в большем объеме должны регулярно читать
специализированную литературу при подготовке к практическим занятиям
и коллоквиумам, учиться осуществлять поиск информации, систематизировать
материал.
В целом пособие направлено на формирование у обучающихся универсальной
и общепрофессиональной компетенций:
– 5 –
Стр.5
способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач
(УК-1);
способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа
и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций
и актуальных подходов (ОПК-2).
В ходе освоения обучающимися практических заданий, представленных
в пособии они должны освоить следующие компоненты указанных компетенций:
знать:
теоретико-методологические проблемы истории социальной работы;
государственные и общественные институты социальной помощи;
уметь:
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
по истории социальной работы;
описывать исторические явления и процессы на основе анализа
и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций
и актуальных подходов;
выявлять периоды в истории социальной работы в России и за рубежом;
осуществлять поиск зарубежных и отечественных источников информации
в области истории социальной помощи;
выявлять особенности формирования системы государственной помощи
в России;
выявлять культурно-исторический контекст возникновения и развития
форм социальной помощи;
прослеживать эволюцию системы государственного обеспечения
в России;
владеть:
навыками поиска, систематизации, обработки и анализа информации
по истории социальной работы;
способами преобразования совокупности информации по истории
социальной работы в различные системы сложной информации (схемы, таблицы
и т. д.);
алгоритмами анализа систем государственного обеспечения в исторической
ретроспективе;
иметь опыт:
анализа систем государственного обеспечения в исторической
ретроспективе.
В содержание дисциплины на теоретическом уровне определены следующие
дидактические единицы:
1. Институционализация социальной работы.
2. Теоретические подходы к описанию исторических процессов социальной
работы.
– 6 –
Стр.6
мира.
3. Исторические формы практики помощи в государствах Древнего
4. Исторические формы практики помощи в период традиционнообщинной
и церковно-монастырской благотворительности в Средневековье.
5. Система помощи и поддержки в Древнерусском, Московском государствах.
6.
Помощь социальным группам в период Нового времени.
7. Становление и развитие социального обеспечения и социальной
работы в XX – начале XXI в.
Текущий контроль осуществляется в форме вопросов семинаров, заданий
к практическим работам, составления таблиц, схем, решения практических
заданий на основе выдержек из оригинальных источников по истории
социальной работы. Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который
обучающиеся получают по освоению трех модулей и результатам итогового
тестирования.
Для эффективной работы с материалами учебно-методического пособия
обучающимся предлагается ознакомиться со структурой и системой работы
с пособием. Необходимо отметить, что пособие состоит из нескольких
разделов, которые выделены по проблемному принципу. Первый раздел
пособия направлен на усвоение обучающимися научного аппарата дисциплины,
проблем определения предмета и периодизации истории социальной
работы. В разделе рассматриваются проблемы зарождения идей благотворительности
и первых форм социальной помощи в доиндустриальных типах
общества. Во втором разделе раскрываются предпосылки и причины появления
специальной политики государств в сфере регулирования социальной
помощи нуждающимся, анализируется опыт создания первых систем социальной
поддержки в странах, которые находились на индустриальной ступени
развития. Обращается внимание как на объективные причины изменения
социальных воззрений людей, которые были связаны с распадом
феодальной системы и промышленной революцией, так и на субъективное
изменение взглядов целых социальных групп европейского населения под
влиянием Реформации. В третьем разделе основное внимание обучающихся
обращается на процесс складывания в рамках «социальных государств»
новых моделей помощи и поддержки нуждающихся граждан с хорошо проработанной
законодательной базой в отношении профессиональной и благотворительной
помощи. Отмечается процесс профессионализации социальной
работы на основе проработанных теоретических подходов социальной
помощи.
В рамках каждой темы представлены вопросы плана занятия. В первую
очередь именно с ними обучающиеся должны ознакомиться. Далее рекомендуется
внимательно изучить содержание раздела «Учебные результаты».
На достижение этих учебных результатов и ориентированы те практические
задания, которые обучающиеся должны будут выполнить в рамках каждой
темы.
– 7 –
Стр.7
Прежде чем притупить к самостоятельному выполнению практических
заданий и достижению намеченных учебных результатов, обучающимся
необходимо ознакомиться с методическими указаниями для организации
самостоятельной работы, которые представлены к каждой теме. В них содержится
пошаговый алгоритм достижения каждого конкретного учебного
результата и даются рекомендации по использованию наиболее подходящего
для этого набора методов.
В разделе «Практические задания и примеры их выполнения» представлены
практические задания и примеры для достижения конкретного
учебного результата (первого, второго и т. д. из раздела «Учебные результаты»).
Предлагаемые шаблоны схем, таблиц, а также практические задания,
подготовленные на основе материалов авторитетных исследователей прошлого
и настоящего, существенно облегчают самостоятельную подготовку
обучающихся к занятию и дают возможность, при качественном самостоятельном
поиске информации по теме, реализовать практические задания
и достичь каждого учебного результата. Для достижения учебных результатов
каждой темы учебно-тематического плана обучающиеся должны:
ознакомиться с конспектом лекции по теме, если она предусмотрена
учебно-тематическим планом;
самостоятельно изучить указанные разделы учебных пособий;
ознакомиться с выдержками статей периодических изданий и монографий,
которые указаны в разделе «Учебно-методическое и информационное
обеспечение».
– 8 –
Стр.8