СОДЕРЖАНИЕ
issN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2024. № 1 (42)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Боженкова Н. А., доктор филологических наук, профессор (Москва,
Россия)
Боргоякова Т. Г., доктор филологических наук, профессор (Абакан,
Россия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Карпова Л. Л., доктор филологических наук, доцент (Ижевск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Андреев А. А. Специфика науки
в традиционном обществе ................................. 9
Бакеева Е. В. «Утрата середины»:
онтологический аспект ...................................... 14
Василенко О. А. Французский язык
как фактор социокультурных перемен
в России XVIII–XIX веков .................................... 19
Горнова Г. В., Воронин Д. В. Локальная
идентичность в градостроительном развитии:
культурологический инструментарий
категоризации смысла ...................................... 24
Довгаленко Н. В. Духовность
и (или) идентичность: анализ
методологических подходов ............................ 29
Ковалев А. А. Философское осмысление
национального менталитета как культурного
феномена ........................................................... 4
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Лобовиков В. О. Филиокве как проблема
онтологии, гносеологии, теологии и общего
языкознания (Использование графических
моделей для визуализации непротиворечивого
решения этой проблемы) ................................... 40
Нефедова Л. К. Локус детства
и категория детствования в «Пятикнижии
Ф. М. Достоевского» .......................................... 44
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва, Россия)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер средства
массовой информации ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
https://vestnik-omgpu.ru/
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2024
2
Разова Е. Л. Этос. Социальные аспекты
антропологического феномена ........................ 49
Самарин А. С. Классический субъект
Нового времени и экспликация механизмов
традиции ............................................................ 56
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Гуц Е. Н., Тао Е. Особенности семантических
отношений стимулов и реакций
в ассоциативной деятельности учебных
билингвов ........................................................... 65
Долгова Т. В., Охотникова Е. П. Английский
термин normcore: трансформация в моде
и проблемы перевода ....................................... 70
Стр.3
Кононов Д. А. Регулятивы как способ
реализации смысловой доминанты «сын»
в романе Дж. Джойса «Улисс» .......................... 74
Купцов А. Е. Семантический
и коммуникативно-прагматический диапазон
дискурсивного маркера sabes
в испаноязычном художественном дискурсе ... 80
Марфина Ж. В. К вопросу о вербализации
лингвокультурного концепта «Родство»
в официально-деловом дискурсе .................... 84
Неваленая Е. В. Переводческая
диверсификация как интерпретативный
формат текстовой перекодировки
(на материале произведения Э. Уортон
«Эпоха невинности» и его четырех переводов
на русский язык) ................................................ 89
Никитина Е. А. Дискурсивная доминанта
«импортозамещение» в современном
русскоязычном медиапространстве ................ 9
Никитина Л. Б. Сайт Омского
государственного педагогического
университета как оценочный гипержанр ........ 98
Пекарская И. В., Федотко Л. В. Анализ
речевого портрета участников политических
дебатов (на примере телевизионных дебатов
кандидатов в губернаторы региона) .............. 105
Пупынина В. Д. Особенности кросс-культурного
трансфера текстовых пейзажных моделей
(на материале романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»
на английском и русском языках) ................... 110
Рогожникова Т. П., Бородихина А. С.
Ценностные установки в дискурсе поколения Y
(на материале стендап-выступлений) ............ 11
Фесенко О. П. Идиолект В. В. Путина
как объект изучения в современной
лингвистике ...................................................... 119
Яковлев А. И. Формальные и функциональные
особенности стиля ранней поэзии Воле
Шойинки в аспекте транслатологии
(на материале стихотворения Telephone
Conversation) .................................................... 125
ПЕДАГОГИКА
Абдигапбарова У. М., Сыздыкбаева А. Д.,
Байкулова А. М. Характеристика критериев
и показателей эффективности формирования
Информация для авторов .............................. 19
сетевой коммуникативной культуры
и цифрового этикета преподавателей
и студентов в вузе ............................................ 1
Алехина Е. А., Унру Д. П. Организация
научного волонтерства студентов в научноисследовательской
лаборатории (на примере
научно-исследовательской лаборатории
систематики и экологии беспозвоночных
Омского государственного педагогического
университета) ................................................... 1 9
Веребеев Т. Н. Воспитание иностранных
курсантов в российских военных вузах:
педагогические пути формирования
отношения к Российской Федерации ............. 146
Гаврутенко Т. В. Управление развитием
непрерывного образования школьников
психолого-педагогических классов ................ 151
Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Развитие
когнитивных способностей студентов
с помощью проектной деятельности ............. 156
Мальцева С. М., Черкесов Т. А.
Экзистенциальный подход
как образовательная модель будущего ......... 160
Нестерова А. А. Экологическая подготовка
педагогов на рубеже XX–XXI веков. ................ 164
Пинигин В. Г. Медиакомпетенции педагогов
средней школы и области их применения .... 169
Сабанцева Т. В. Образ
педагога-хореографа в современном
социокультурном пространстве ..................... 17
Терещенко У. А. Организация учебной
деятельности старшеклассников при подготовке
к единому государственному экзамену
на основе реализации метода проектов ....... 177
Ханмамедова К. О., Лейфа А. В.
Регионально ориентированное содержание
обучения на подготовительном отделении
для иностранных граждан .............................. 184
Якубенко О. В., Фролова П. И., Раисова А. Т.,
Телепова М. В. Проблемы развития связной
речи у обучающихся в условиях цифровизации
образования ..................................................... 189
Стр.4
CONTENTS
issN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2024. No. 1 (42)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editorinchief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Bozhenkova N. A., Doctor of Philological Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Borgoiakova T. G., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Karpova L. L., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Izhevsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Staff:
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The journal is registered by the Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass
Communications (Roskomnadzor), media registration number
ПИ ФС77-66763 dated August 8, 2016.
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
https://vestnik-omgpu.ru/
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2024
4
PHILOSOPHY
Andreev A. A. Specifi city of Science
in Traditi onal Society ............................................. 9
Bakeeva E. V. “Loss of the Middle”:
An Ontological Aspect ......................................... 14
Vasilenko O. A. French Language as Factor
of Social and Cultural Changes in Russia
in the 18–19th
Centuries ...................................... 19
gornova g. V., Voronin D. V. Local Identi ty
in Urban Development: Cultural Tools
for Categorizing Meaning .................................... 24
Dovgalenko N. V. Spirituality and (or) Identi ty:
Analysis of Methodological Approaches ............. 29
Kovalev A. A. Philosophical Comprehension
of Nati onal Mentality as a Cultural
Phenomenon ....................................................... 4
Lobovikov V. O. Filioque as a Problem of Ontology,
Epistemology, Theology, and General Linguisti cs
(Using Graphic Models for Visualizing a Consistent
Resoluti on of the Problem) ................................. 40
Nefedova L. K. Locus of Childhood and Category
of Childhood Experience in “The Pentateuch by
F. M. Dostoevsky” ................................................ 44
Razava A. L. Ethos. Social Aspects of
Anthropological Phenomenon ............................ 49
Samarin A. S. Classical Subject of the Modern Era
and Explicati on of the Mechanisms of Traditi on ..... 56
LINgUISTICS
guts E. N., Tao Ye. Features of Semanti c Relati ons
of Sti muli and Responses in the Associati ve
Acti viti es of Educati onal Bilinguals ...................... 65
Dolgova T. V., Ohotnikova E. P. The English
Term Normcore: Transformati on in Fashion and
Problems of Translati on ....................................... 70
Kononov D. A. Regulati ves as a Way of Realising
the Semanti c Dominant “Son” in the Novel
“Ulysses” by James Joyce .................................... 74
Стр.5
Kuptsov A. Ye. Semantic, Сommunicative and
Pragmatic Range of the Discourse Marker Sabes
in Spanish-Language Fictional Discourse ............. 80
Marfina Zh. V. On the Verbalization of
the Linguocultural Concept of “Kinship” in Official
Business Discourse .............................................. 84
Nevalenaya E. V. Translation Diversification
as an Interpretive Format of Text Transcoding
(Based on E. Wharton’s “The Age of Innocence”
and Its 4 Translations into Russian) ..................... 89
Nikitina E. A. Discursive Dominant “Import
Substitution” in Modern Russian Language Media
Space ................................................................... 9
Nikitina L. B. Website of Omsk State Pedagogical
University as an Evaluative Hypergenre .............. 98
Pekarskaya I. V., Fedotko L. V. Analysis of
the Speech Portrait of Participants in Political
Debates (The Case of Televised Debates of
Candidates for Governor of the Region)............ 105
Pupynina V. D. Features of Cross-Cultural
Transfer of Textual Landscape Models (Based
on the Novel “Jane Eyre” by Sh. Bronte in English
and Russian) ...................................................... 110
Rogozhnikova T. P., Borodikhina A. S. Values in
the Discourse of Generation Y (Based on Stand-up
Performances) ................................................... 11
Fesenko O. P. V. V. Putin’s Idiolect as an Object
of Study in Modern Linguistics .......................... 119
Yakovlev A. I. Formal and Functional Peculiarities
of Wole Soyinka’s Early Poetry Style in the Aspect
of Translatology (Based on the Poem “Telephone
Conversation”) ................................................... 125
PEDAgOgICS
Abdigapbarova U. M., Syzdykbayeva A. D.,
Baikulova A. M. Characteristics of Criteria and
Indicators of Training Efficiency of a Network
Communicative Culture and Digital Etiquette
of Educators and Students in Higher Education
Institution .......................................................... 1
Jakubenko O. V., Frolova P. I., Raisova A. T.,
Telepova M. V. Problems of Development of
Students’ Coherent Speech in the Context of
Digitalization of Education ................................. 189
Information for the Authors ............................. 19
Alekhina E. A., Unru D. P. Organization of
Students’ Scientific Volunteering in Research
Laboratory (The Case of the Research Laboratory
for Systematics and Ecology of Invertebrates of
Omsk State Pedagogical University) .................. 1 9
Verebeev T. N. Education of Foreign Cadets
in Russian Military Universities: Pedagogical
Ways of Forming Attitudes Towards the Russian
Federation ......................................................... 146
gavrutenko T. V. Management of
the Development of Continuing Education for
Schoolchildren of Psychological and Pedagogical
Classes ............................................................... 151
Kartavaya Yu. K., Kravchenko O. g. Development
of Students’ Cognitive Abilities Through Project
Activities ............................................................ 156
Maltseva S. M., Cherkesov T. A. Existential
Approach as an Educational Model
of the Future ..................................................... 160
Nesterova A. A. Environmental Training of
Teachers at the Turn of the 20th
–21st
Centuries .....164
Pinigin V. g. Media Competencies
of Secondary School Teachers and Their Areas
of Application .................................................... 169
Sabantseva T. V. The Image of
a Teacher-Choreographer in the Modern
Sociocultural Space ........................................... 17
Tereshchenko U. A. Organization of Senior
Pupils’ Educational Activity While Preparing
for the Unified State Examination Based on
the Implementation of the Project Method ...... 177
Khanmamedova K. O., Leifa A. V. Regionally
Oriented Content of Training at the Preparatory
Department for Foreign Citizens ....................... 184
5
Стр.6