Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сурдопедагогика (319,00 руб.)

0   0
АвторыРечицкая Е. Г., Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц658
ID819209
АннотацияВ учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха.
Кем рекомендованоМинистерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика»
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха.
ISBN5-691-01320-3
УДК376.3(075.8)
ББК74.3я73
Сурдопедагогика : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова; ред. Е.Г. Речицкая .— Москва : ВЛАДОС, 2014 .— 658 с. — (Коррекционная педагогика) .— Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 5-691-01320-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/819209 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сурдопедагогика.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Сурдопедагогика.pdf
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90 И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов, Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова, Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ им. М.А. Шолохова, профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина доцент Е.А. Малхасьян, С90 Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речиц кой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5691013203. Агентство CIP РГБ. В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентирован ного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специ ального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагоги ческих вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедаго гика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нару шения слуха. УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 © Коллектив авторов, 2004 © Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и се рийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 ISBN 5691013203 2 Р е ц е н з е н т ы: А в т о р ы: © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
Стр.3
Оглавление От научного редактора ............................................................. 9 Раздел I. Общие основы сурдопедагогики ................................. 11 Глава 1. Сурдопедагогика как наука ............................... 12 Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков) ......................................................... 12 Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков) ............ 26 Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов) ......................................... 40 Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) ........................................................ 43 Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога (Е.Г. Речицкая) ................................... 48 Глава 2. История развития сурдопедагогики (Н.В. Покровский) ............................................ 64 Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики ...................................................... 64 Развитие российской сурдопедагогики ........................ 72 Глава 3. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями слуха ........................................ 83 Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .... 83 Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина) ..................................... 98 Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)......... 105 Глава 4. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха ...................................... 116 Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) .......... 116 Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 133 Личностнодеятельностный подход в современной сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) .............................. 135 Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 148 Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 160 3
Стр.4
О г л а в л е н и е Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха (Л.И. Руленкова, Е.З. Яхнина) .... 164 Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 175 Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха (Л.А. Плуталова) ................... 186 Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха .................................... 199 Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ............ 200 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 200 Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания (Е.А. Большакова) .................................................. 208 Содержание, формы и методы воспитания (Е.А. Большакова) .................................................. 213 Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова) ............................. 228 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха (Е.В. Пархалина) .......................................... 244 Глава 2. Современная система образования лиц с нарушениями слуха ..................................... 255 Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе (Е.Г. Речицкая) ................... 255 Коррекционноразвивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.А. Плуталова) .................................................. 259 Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 268 Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (Л.А. Черкасова) ........ 275 Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 290 Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 296 4
Стр.5
О г л а в л е н и е Раздел III. Дидактика школы глухих ..................................... 307 Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) .................... 308 Предмет и задачи дидактики.................................... 308 Процесс обучения в школе глухих ............................ 309 Функции процесса обучения .................................... 313 Сущность процесса обучения.................................... 316 Особенности овладения знаниями глухими учащимися ............................................................ 322 Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая) ............................ 329 Структура учебной деятельности .............................. 329 Личностноролевой подход к формированию учебной деятельности ......................................................... 331 Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха .............................................. 335 Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова) ........................................... 345 Роль образования в развитии личности глухого школьника ................................................. 345 Учебный план специальной школы для глухих детей ..................................................................... 348 Содержание основных компонентов учебного плана .... 356 Учебные программы школы глухих .......................... 370 Учебники для школы глухих ................................... 373 Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ... 378 Общие принципы обучения (К.И. Туджанова) ........... 378 Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова) .................................................. 388 Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 400 Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 406 Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая) ................... 414 5
Стр.6
О г л а в л е н и е Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ........................................... 427 Формы организации обучения .................................. 427 Урок — основная форма организации обучения .......... 432 Условия организации урока ..................................... 433 Структура урока ..................................................... 435 Типы уроков .......................................................... 458 Анализ урока ......................................................... 460 Формы организации обучения в старших классах ....... 463 Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей .................................................. 469 Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметнопрактической деятельности (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 469 Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая) ......................... 471 Использование проблемных ситуаций (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 477 Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 479 Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 481 Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая) ......................... 483 Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)...................... 486 Проверка и оценка результатов обучения (М.А. Зыкова) ........................................................ 493 Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П. Носкова) .............................................. 501 Научнотеоретическое обоснование системы обучения языку ...................................................... 501 Принципы системы обучения ................................... 507 Характеристика структурной организации системы обучения языку ...................................................... 512 6
Стр.7
О г л а в л е н и е Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина) ........................ 521 Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ........... 521 Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе........................... 522 Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида........................ 528 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников .............. 538 Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников ........................................................... 543 Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих ....................... 553 Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова) .......................................... 554 Проблемы дифференцированного обучения................ 554 Процесс обучения слабослышащих ........................... 560 Дидактические принципы обучения слабослышащих детей ..................................................................... 563 Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ..................................................................... 569 Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку ............................. 578 Глава 2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих школьников ..... 583 Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми (И.Г. Багрова)........................................................ 583 Организация работы (И.Г. Багрова) .......................... 585 Оснащенность техническими средствами и дидактическим материалом (И.Г. Багрова) ............. 589 7
Стр.8
О г л а в л е н и е Содержание работы по развитию восприятия речи на слух (И.Г. Багрова) ............................................ 590 Обучение произношению (Е.З. Яхнина) .................... 594 Раздел V. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями ............................... 601 Глава 1. Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития (Е.Г. Речицкая, И.Л. Соловьева) ....................... 602 Глава 2. Характеристика детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития (Ю.А. Костенкова)......................................... 611 Глава 3. Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта (И.Л. Соловьева) ............................................. 620 Раздел VI. Психологопедагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха ..................................... 629 Глава 1. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей (К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая) ...................... 630 Система профессиональнотрудовой подготовки ......... 630 Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха .............................................. 636 Пути совершенствования профессиональнотрудовой подготовки учащихся с недостатками слуха ............... 638 Глава 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха (Е.Ю. Малеванов)........... 644 Литература ........................................................................ 652 8
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ