Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Специальная педагогика (664,00 руб.)

0   0
Первый авторЕлецкая О. В.
АвторыМатвеева М. В., Логинова Е. А.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц480
ID819207
АннотацияУчебник адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат) при изучении дисциплины «Специальная педагогика». Рекомендуется для использования в качестве дополнительного пособия магистрантам, обучающимся по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень магистратуры), осваивающим дисциплины «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Сравнительная специальная педагогика». Содержание учебника включает теоретический материал для усвоения разделов: «Теория и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы специального образования», планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной литературы по главам и т.д.
Кому рекомендованоАдресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат), магистрантам, обучающимся по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень магистратуры). Учебник может быть полезен логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
ISBN978-5-907101-59-3
УДК376(075.8)
ББК74.3я73
Елецкая, О.В. Специальная педагогика : учеб. пособие с практикумом для вузов / М.В. Матвеева, Е.А. Логинова; О.В. Елецкая .— Москва : ВЛАДОС, 2019 .— 480 с. — (Учебник для вузов (бакалавриат академический)) .— ISBN 978-5-907101-59-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/819207 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специальная_педагогика._.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Специальная_педагогика._.pdf
УДК 376(075.8) ББК 74.3я7 Е50 Рецензенты: А.В. Щукин, кандидат психологических наук, доцент (Санкт-Петербургский государственный университет); (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина) О.Г. Ивановская, кандидат педагогических наук, доцент Е50 Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А. Специальная педагогика. Учебное пособие с практикумом для вузов / [О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова] / Под общей редакцией О.В. Елецкой. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2019. — 478 с. ISBN 978-5-907101-59-3 44.03.03 «Учебник адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат) при изучении дисциплины «Специальная педагогика». Рекомендуется для использования в качестве дополнительного пособия магифекстрантам, обучающимся по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дены тологическое) образование» (уровень магистратуры), осваивающим дисциплиния «Современные проблемы науки и специального дефектологического образова», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Сравнительная специальная педагогика». лов Содержание учебника включает теоретический материал для усвоения разде: «Теория и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы специального образования», планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной литературы по главам и т.д. Учебник может быть полезен логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, с лицами с ограниченными возможностями здоровья. УДК 376(075.8) ББК 74.3я7 ющим слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работаISBN 978-5-907101-59-3 © Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А., 2019 © ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019 ©© Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2019 Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .............................................................................................................9 Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ....................11 Ключевые понятия раздела ...............................................................................11 Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики .........................11 1.1. Объект, предмет и задачи специальной педагогики ...............................11 1.2. Основные категории специальной педагогики .......................................15 1.3. Общие и специфические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья ...........................................23 План практической работы ................................................................................36 Контрольные вопросы и задания ......................................................................41 Тестовые вопросы по теме: «Общие вопросы теории специальной педагогики» ................................................................................................41 Рекомендуемая литература (основная) ............................................................44 Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................44 Глава 2. История становления и развития специального образования .....45 2.1. Развитие системы специального образования в России и за рубежом ...............................................................................................45 2.2. Нормативно-правовая база специального образования ........................88 План практической работы ................................................................................94 Контрольные вопросы и задания ......................................................................96 Тестовые вопросы по теме: «История становления и развития специального образования» ......................................................................97 Рекомендуемая литература (основная) ............................................................99 Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................99 Глава 3. Дидактика специальной педагогики .............................................100 3.1. Принципы специального образования ..................................................100 3.2 Технологии и методы специального образования ................................106 3.3. Формы организации специального обучения предметноразвивающая среда, материально-технические условия и педагогические кадры ..........................................................................108 План практической работы ..............................................................................110 Контрольные вопросы и задания ....................................................................114 Тестовые вопросы по теме: «Дидактика специальной педагогики» ............114 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................115 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................116
Стр.3
Оглавление Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .....................................................................117 Ключевые понятия раздела .............................................................................117 Глава 1. Система оказания специальных образовательной помощи в России ............................................................................................117 1.1. Медико-социально-педагогический патронаж .....................................117 1.2 Организационные модели деятельности ПМПК ....................................118 1.3. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья ........................................................................126 1.4. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья ........................................................................130 1.5. Школьная система специального образования......................................134 1.6. Организация профессиональной ориентации лиц с особыми образовательными потребностями ........................................................143 1.7. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья ........................................................................147 План практической работы ..............................................................................150 Контрольные вопросы и задания ....................................................................153 Тестовые вопросы по теме: «Система оказания специальных образовательных услуг в России» ............................................................154 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................156 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................156 Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................158 Ключевые понятия раздела .............................................................................158 Глава 1. Образование детей с интеллектуальными нарушениями ...........158 1.1. Характеристика нарушений при умственной отсталости .....................158 1.2. Система обучения, воспитания и реабилитации детей с нарушениями интеллекта .....................................................................170 1.3. Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития ..................................................................173 План практической работы ..............................................................................174 Контрольные вопросы и задания ....................................................................176 Тестовые вопросы по теме: «Образование детей с интеллектуальными нарушениями» ..........................................................................................177 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................181 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................181 Глава 2. Организация процесса обучения и воспитания детей с задержкой психического развития ............................................................182 2.1. Этиология и классификация задержки психического развития ..........182 2.2. Характеристика отклонений при задержке психического развития ...188 4
Стр.4
Оглавление 2.3. Система оказания психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития ......................................................191 План практической работы ..............................................................................193 Контрольные вопросы и задания ....................................................................195 Тестовые вопросы по теме: «Организация процесса обучения и воспитания детей с задержкой психического развития» ...................196 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................197 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................197 Глава 3. Система педагогической помощи детям с нарушениями речи ......................................................................................199 3.1. Предмет и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии со смежными дисциплинами .....................................199 3.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и формы речи ...............201 3.3. Развитие речи в онтогенезе ....................................................................206 3.4. Причины нарушений речи ......................................................................209 3.5. Классификации речевых нарушений ......................................................211 3.6. Характеристика видов речевых нарушений ..........................................215 3.7. Принципы и задачи логопедической работы по преодолению нарушений речи. Методы логопедического воздействия .....................237 3.8. Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи ..................................................240 План практической работы ..............................................................................242 Контрольные вопросы и задания ....................................................................243 Тестовые вопросы по теме: «Система педагогической помощи детям с нарушениями речи» ..............................................................................244 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................248 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................248 Глава 4. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха .....................................................................................249 4.1. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация ...........................................................................................249 4.2. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха ..................251 4.3. Технические средства для глухих и слабослышащих ............................254 4.4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного и школьного возраста .......................................................255 4.5. Организация работы с детьми после кохлеарной имплантации .........258 План практической работы ..............................................................................265 Контрольные вопросы и задания ....................................................................267 Тестовые вопросы по теме: «Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха» ......................................................................268 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................270 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................270 5
Стр.5
Оглавление Глава 5. Специальное образование лиц с нарушениями зрения ..............271 5.1. Причины и последствия нарушений зрения и способы его компенсации ............................................................................................271 5.2. Особенности речи у детей с нарушениями зрения................................282 5.3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения .............................................................286 5.4. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением .....................306 5.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе ...................................310 5.6. Сенсорное обучение и воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения ...............................................311 5.7. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих ....................................................319 План практической работы ..............................................................................321 Контрольные вопросы и задания ....................................................................324 Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование лиц с нарушениями зрения» ...........................................................................325 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................326 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................326 Глава 6. Специальное образование детей с расстройствами аутистического спектра .................................................................................329 6.1. Понятие и этиология расстройств аутистического спектра..................329 6.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра .............................................330 6.3. Возможности развития, образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра .............................................334 6.4. Коррекционно-педагогическая помощь при расстройствах аутистического спектра ...........................................................................335 6.5. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра .............................................340 План практической работы ..............................................................................340 Контрольные вопросы и задания ....................................................................343 Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование детей с расстройствами аутистического спектра» ...........................................343 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................344 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................344 Глава 7. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата ..................................................................345 7.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич понятие и классификация ......................................................................................345 7.2. Двигательные нарушения при ДЦП ........................................................352 7.3. Нарушения психики при ДЦП .................................................................357 7.4. Речевые нарушения при ДЦП ..................................................................360 6
Стр.6
Оглавление 7.5. Образование детей с ДЦП ........................................................................367 7.6. Система медико-психолого-педагогической помощи детям, страдающим церебральным параличом ................................................371 План практической работы ..............................................................................372 Контрольные вопросы и задания ....................................................................374 Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» ................................375 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................376 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................376 Глава 8. Развитие и образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития ..............................................379 8.1. Понятие о сложном нарушении развития ..............................................379 8.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения ...........................380 8.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными множественными нарушениями развития .....................386 8.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом ..............................................................................382 План практической работы ..............................................................................388 Контрольные вопросы и задания ....................................................................392 Тестовые вопросы по теме: «Развитие и образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» ...................393 Ситуационные задачи по материалам раздела ..............................................400 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................401 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................401 Раздел IV. IIЕРСПЕКИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ .........403 Ключевые понятия раздела .............................................................................403 Глава 1. Профилактика, выявление и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья ...................................403 1.1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи .................403 1.2. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России .................405 1.3. Система государственной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья .........................................410 План практической работы ..............................................................................416 Контрольные вопросы и задания ....................................................................418 Тестовые вопросы по теме: «Профилактика, выявление и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» ......................................................................420 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................426 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................426 7
Стр.7
Оглавление Глава 2. Организация и содержание специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации специальных федеральных государственных стандартов (ФГОС) ...........428 2.1. Федеральный государственный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья ...........................428 2.2. Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья ........429 2.3. Требования к структуре основных образовательных программ ..........432 2.4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. ...............................................................................................434 2.5. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. .....436 2.6. Организация доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья ........................................................................438 Контрольные вопросы и задания ....................................................................448 Тестовые вопросы по теме: «Профилактика, выявление и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» ..................................................................................................449 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................449 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................449 Темы курсовых работ .....................................................................................450 Темы рефератов .............................................................................................450 Вопросы к экзамену .......................................................................................451 Краткий словарь терминов и понятий ........................................................453 Список литературы Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................468 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................468 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы ........................................470 Приложение ....................................................................................................473 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ