УДК 376.36
ББК 74.3
Л847
Л847 Исправление нарушений речевого развития у детей
: практическое пособие и рекомендации для логопедов
и родителей /Е.Н. Лункина. – М.: Издательский
Лункина Е.Н.
Центр ВЛАДОС, 2022. – 271 с.
ISBN 978-5-907482-64-7
В пособии рассматриваются вопросы:
– выявления и устранения нарушений речи у детей;
– основные речевые нарушения и методы их логопедической
коррекции;
– общие требования к работе по исправлению дефектов звукопроизношения
гласных звуков, смягчения согласных
звуков, йотированных звуков, нёбных звуков, шипящих,
звуков Рь-Р;
– нарушения средств общения и методы логопедической коррекции
дисфонии, брадилалии, заикания, дисграфии, дислексии,
коррекции речи умственно отсталых детей, детей
с ДЦП, РАС, с нарушениями слуха и зрения.
В приложении приведены современные методы обследования
детей от рождения до поступления в школу. Даны упражнения
по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной и фонационной
гимнастике, а также слоговые таблицы для постановки звуков,
упражнения по логопедической ритмике, для развития дикции
и голоса, программа развития речи дошкольника 3–6 лет и др.
Пособие предназначено логопедам, педагогам общеобразовательных
организаций, родителям детей, у которых имеются различные
нарушения речевого развития в виде неразборчивости
речи, заикания и недостатков звукопроизношения.
УДК 376.36
ББК 74.3
ISBN 978-5-907482-64-7 © Лункина Е.Н., 2022
© ООО «Издательский Центр ВЛАДОС, 2022
© Художественное оформление.
ООО «Издательский Центр ВЛАДОС, 2022
© Оригинал-макет.
ООО «Издательский Центр ВЛАДОС, 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
....................................................................... 6
Глава 1. Выявление и устранение нарушений речи
у детей ............................................................. 7
Рекомендации по выявлению нарушений речи ..... 7
Советы родителям и педагогам по воспитанию
речи у малыша .................................................. 9
Причины нарушения речи у детей
в разные возрастные периоды ........................... 10
Эффективность логопедической работы .............. 11
Глава 2. Основные речевые нарушения и методы
их логопедической коррекции .......................... 13
Алалия ........................................................... 13
Афазия ........................................................... 16
Ринолалия ...................................................... 19
Общее недоразвитие речи (ОНР) ........................ 24
Дизартрия ...................................................... 29
Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (ФФР) ..................................................... 40
Глава 3. Исправление дефектов звукопроизношения ........ 44
Общие требования к работе по исправлению
звукопроизношения ......................................... 44
Часто встречающиеся нарушения
звукопроизношения
(логопедические диагнозы) ............................... 46
Гласные звуки (гласные 1-го ряда:
А, У, О, Ы, Э и звук И) .................................... 48
Дефекты смягчения согласных звуков
и их коррекция ............................................... 56
Звуки [Мь-М] .................................................. 57
Звуки [Нь-Н] ................................................... 59
Нёбные йотированные звуки: согласный
звук [Й] и двузвучные гласные [Я, Ю, Е, Ё] ....... 61
Нёбные звуки [К-Кь] (Каппацизм) ..................... 69
Нёбные звуки [Г-Гь] (Гаммацизм) ..................... 71
Нёбные звуки [Х-Хь] (Хитизм) .......................... 74
Звуки [Ть-Т] .................................................... 78
Звуки [Дь-Д] ................................................... 80
Звуки [Фь-Ф] ................................................. 86
3
Стр.4
Содержание
Звуки [Вь-В] ................................................... 88
Звуки [Пь, П] .................................................. 92
Звуки [Бь-Б] ................................................... 94
Свистящие звуки [С-Сь] ................................... 98
Звуки [Зь-З] ...................................................106
Шипящий звук [Ш] ........................................122
Звук [Ж] .......................................................129
Звук [Ч] ........................................................137
Звук [Щ] .......................................................142
Звуки [Ль-Л] ..................................................148
Звуки [Рь-Р] ..................................................154
Глава 4. Нарушения средств общения и методы
их логопедической коррекции .........................169
Нарушение голоса (дисфония, афония),
тренировка поставленного голоса .....................169
Нарушение темпа речи (брадилалия,
тахилалия), его коррекция ..............................171
Заикание, методы его устранения ....................175
Нарушение письма (дисграфия) и чтения
(дислексия) ...................................................180
Коррекция речи умственно отсталых детей .......189
Логопедическая коррекция при ДЦП
(детский церебральный паралич) ......................194
Нарушения речевого развития при
расстройствах аутистического спектра (РАС) .....199
Логопедическая коррекция
при нарушении слуха у детей ..........................202
Коррекция речи при нарушении зрения
у детей .........................................................206
Приложение .................................................................211
Современные показатели речевого развития
детей от рождения до поступления в школу ......211
Речевая карта обследования ребенка
дошкольного возраста .....................................220
Артикуляционная гимнастика ........................227
Дыхательная гимнастика с использованием
игровых приемов ............................................232
Фонационная дыхательная гимнастика .............235
Логопедическая ритмика .................................238
Упражнения для развития голоса .....................239
Упражнения для развития дикции ...................240
4
Стр.5
Содержание
Пальчиковая гимнастика ................................241
Физкультминутки ..........................................244
Логопедический массаж ..................................247
Иллюстрация коррекционного
логопедического занятия на автоматизацию
твердого звука [Л] ..........................................249
Программа развития речи дошкольника
3–6 лет ..........................................................254
Стихи про буквы ...........................................257
Слоговые таблицы для автоматизации
поставленных звуков ......................................262
Слоговая таблица ...........................................264
Словарь терминов ...........................................265
Список литературы ........................................................271
5
Стр.6