Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ (383,00 руб.)

0   0
АвторыСтароверова М. С., Ковалёв Е. В., Захарова А. В.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц170
ID818902
АннотацияВ пособии представлены психолого-педагогические «портреты» детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и даны рекомендации по преодолению школьной неуспешности в этой категории детей в условиях инклюзивного обучения.
Кому рекомендованоПособие предназначено специалистам воспитательных и образовательных организаций — педагогам, психологам, логопедам и дефектологам, а также студентам педагогических вузов. Может быть полезно родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
ISBN978-5-907482-99-9
УДК376.167.1
ББК74.3
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалёв, А.В. Захарова .— 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ВЛАДОС, 2023 .— 170 с. — (Инклюзивное образование) .— Авт. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-907482-99-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/818902 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Инклюзивное_образование_Настольная_книга_педагога,_работающего_с_детьми_с_ОВЗ_.pdf
УДК 376.167.1 ББК 74.3 И65 Авторы: Староверова М.С., Ковалёв Е.В., Захарова А.В., Рыжикова Е.И., Чабановская Е.С., Кулакова Е.В., Любимова М.М., Комлева Г.М., Гладилина Л.Н., Борисова Е.Б., Ананьева Е.В., Кузнецова О.И. Под редакцией М.С. Староверовой Рецензент: доктор психологических наук профессор кафедры специальной педагогики МГПУ Т.Г. Богданова И65 Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. / М.С. Староверова, [коллектив авторов]. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 167 с. ISBN 978-5-907482-99-9 В пособии представлены психолого-педагогические «портреты» детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и даны рекомендации по преодолению школьной не успешности в этой категории детей в условиях инклюзивного обучения. Пособие предназначено специалистам воспитательных и образовательных организаций — педагогам, психологам, логопедам и дефектологам, а также студентам педагогических вузов. Может быть полезно родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. УДК 376.167.1 ББК 74.3 ISBN 978-5-907482-99-9 2 © Коллектив авторов, 2023 © ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023 © Художественное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023 © Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023
Стр.3
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ . . . . 10 Предотвращение школьной неуспешности у детей с задержкой психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Развитие познавательной сферы у детей с задержкой психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Учебная деятельность детей с задержкой психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в образовательный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с эмоциональными расстройствами и нарушениями поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 Рекомендации по взаимодействию с детьми и подростками, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Дети с синдромом раннего детского аутизма в системе общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Классификация раннего детского аутизма (РДА) по степени тяжести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Внешние проявления синдрома РДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Рекомендации по обучению детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательного учреждения . . . . . 50 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Слухопротезирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Восприятие речи детьми с нарушениями слуха . . . . . . . . .60 Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Особенности эмоционально-личностного развития детей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Рекомендации по «включению» детей с нарушениями слуха в совместное обучение со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Особенности обучения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65 Развитие познавательной сферы детей с нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 3
Стр.4
Содержание сЭмоционально-личностное развитие детей нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 сОсобенности речевого развития детей нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Организация психолого-педагогического сопровождения образовательной интеграции (инклюзии) детей с нарушениями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Раннее развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Моторное развитие детей с речевыми нарушениями . . . . . 75 Развитие познавательной сферы детей с речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Особенности личности, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы детей с тяжелыми речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . 83 Особенности различных видов деятельности детей с речевой патологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Игровая деятельность у детей с речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Изобразительная деятельность у детей с речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Рекомендации по сопровождению детей с речевыми нарушениями в массовых образовательных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . . . .97 Специфические особенности двигательного развития детей с ДЦП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Формы детского церебрального паралича . . . . . . . . . . . . . 102 Развитие познавательной сферы детей с детским церебральным параличом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ИНКЛЮЗИИ) . . . . . . . 114 Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве . . . . . . . . . . . . . . . 114 Статья 1. Сфера деятельности настоящего Закона . . . . . . 114 Статья 2. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 4
Стр.5
Содержание Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. . . . . . . . . . . 118 Статья 5. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Статья 7. Обучение на дому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Статья 8. Обучение и воспитание в условиях стационарного лечебного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Статья 13. Служба ранней помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Статья 15. Порядок перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . 127 Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы, государственных образовательных учреждений, негосударственных образовательных организаций, иных организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений при создании условий для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . 129 Статья 18. Финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Статья 19. Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения (воспитания) лиц с ОВ3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 5
Стр.6
Содержание Статья 20. Меры социальной поддержки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ОВ3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона . . . . . . 132 Статья 23. Переходные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Концепция образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . 134 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Ключевая проектная идея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Приоритетные цели и стратегические направления изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Ожидаемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Положение о Координационном совете по развитию образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Регламент деятельности Координационного совета по развитию образовательной интеграции (инклюзии) . . . . 150 ПРИЛОЖЕНИЯ Карта учащегося с ОВЗ (для школ). . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Карта воспитанника с ОВЗ (для ДОУ) . . . . . . . . . . . . . . . 153 Памятка для педагогов, работающих с детьми с нарушенным слухом (1–2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154–155 Знакомство со словом. Консультация для учителей начальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156 Примерный перечень оборудования кабинета психолога для образовательных учреждений, в которых находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Выдержка из Международной классификации болезней (10-й пересмотр — МКБ-10) . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Таблица 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161–164 Словари терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165–167 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ