УДК 376.167.1
ББК 74.3
И65
Авторы:
Староверова М.С., Ковалёв Е.В., Захарова А.В.,
Рыжикова Е.И., Чабановская Е.С., Кулакова Е.В.,
Любимова М.М., Комлева Г.М., Гладилина Л.Н.,
Борисова Е.Б., Ананьева Е.В., Кузнецова О.И.
Под редакцией М.С. Староверовой
Рецензент:
доктор психологических наук
профессор кафедры специальной педагогики МГПУ
Т.Г. Богданова
И65
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего
с детьми с ОВЗ: метод. пособие. Изд. 3-е, испр.
и доп. / М.С. Староверова, [коллектив авторов]. — М.: Издательский
Центр ВЛАДОС, 2023. — 167 с.
ISBN 978-5-907482-99-9
В пособии представлены психолого-педагогические «портреты»
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и даны
рекомендации по преодолению школьной не успешности в этой категории
детей в условиях инклюзивного обучения.
Пособие предназначено специалистам воспитательных и образовательных
организаций — педагогам, психологам, логопедам
и дефектологам, а также студентам педагогических вузов. Может
быть полезно родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
УДК 376.167.1
ББК 74.3
ISBN 978-5-907482-99-9
2
© Коллектив авторов, 2023
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2023
Стр.3
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ . . . . 10
Предотвращение школьной неуспешности у детей
с задержкой психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Развитие познавательной сферы у детей с задержкой
психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Учебная деятельность детей с задержкой психического
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Методические приемы, помогающие включить детей
с задержкой психического развития
в образовательный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Психолого-педагогическое сопровождение детей
и подростков с эмоциональными расстройствами
и нарушениями поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Рекомендации по взаимодействию с детьми
и подростками, имеющими эмоциональные
расстройства и нарушения поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Дети с синдромом раннего детского аутизма
в системе общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Классификация раннего детского аутизма (РДА)
по степени тяжести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Внешние проявления синдрома РДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Рекомендации по обучению детей с ранним детским
аутизмом в условиях образовательного учреждения . . . . . 50
Психолого-педагогическое сопровождение детей
с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Слухопротезирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Восприятие речи детьми с нарушениями слуха . . . . . . . . .60
Особенности речевого развития детей с нарушениями
слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Развитие познавательной сферы детей
с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Особенности эмоционально-личностного развития детей
с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Рекомендации по «включению» детей с нарушениями
слуха в совместное обучение со сверстниками,
не имеющими отклонений в развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Особенности обучения детей с нарушениями зрения
в условиях общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Развитие познавательной сферы детей
с нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3
Стр.4
Содержание
сЭмоционально-личностное развитие детей
нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
сОсобенности речевого развития детей
нарушениями зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Рекомендации для педагогов по профилактике
и преодолению трудностей в обучении ребенка
с нарушением зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Организация психолого-педагогического сопровождения
образовательной интеграции (инклюзии) детей
с нарушениями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Раннее развитие детей с тяжелыми речевыми
нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Моторное развитие детей с речевыми нарушениями . . . . . 75
Развитие познавательной сферы детей с речевыми
нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Особенности личности, эмоционально-волевой
и мотивационно-потребностной сферы
детей с тяжелыми речевыми нарушениями . . . . . . . . . . . . 83
Особенности различных видов деятельности детей
с речевой патологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Игровая деятельность у детей с речевыми
нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Изобразительная деятельность у детей с речевыми
нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Рекомендации по сопровождению детей с речевыми
нарушениями в массовых образовательных
учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Психолого-педагогические технологии работы с детьми,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата,
в условиях образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . . . .97
Специфические особенности двигательного развития
детей с ДЦП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Формы детского церебрального паралича . . . . . . . . . . . . . 102
Развитие познавательной сферы детей с детским
церебральным параличом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы детей с ДЦП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми,
имеющими нарушения функций
опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ИНКЛЮЗИИ) . . . . . . . 114
Закон об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья в городе Москве . . . . . . . . . . . . . . . 114
Статья 1. Сфера деятельности настоящего Закона . . . . . . 114
Статья 2. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Статья 3. Обеспечение государственных гарантий
права лиц с ограниченными возможностями здоровья
на получение образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
4
Стр.5
Содержание
Статья 4. Участие родителей (законных
представителей) в воспитании и обучении лиц
с ограниченными возможностями здоровья. . . . . . . . . . . 118
Статья 5. Формы организации образовательного процесса
для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся по основным и дополнительным
общеобразовательным программам начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения,
осуществляющие коррекцию ограничений возможностей
здоровья, и специальные (коррекционные)
образовательные учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Статья 7. Обучение на дому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Статья 8. Обучение и воспитание в условиях
стационарного лечебного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Статья 9. Обучение лиц с ограниченными
возможностями здоровья, проживающих
в стационарных учреждениях социального
обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Статья 10. Профессиональное образование
и трудоустройство лиц с ограниченными
возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Статья 11. Психолого-медико-педагогические
комиссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая
и медико-социальная помощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Статья 13. Служба ранней помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными
возможностями здоровья в государственные
образовательные учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Статья 15. Порядок перевода и изменения формы
получения образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . 127
Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными
возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Статья 17. Взаимодействие органов государственной
власти города Москвы, государственных
образовательных учреждений, негосударственных
образовательных организаций, иных организаций,
объединений юридических лиц, общественных
и государственно-общественных объединений при
создании условий для воспитания и обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . 129
Статья 18. Финансирование образования лиц
с ограниченными возможностями
здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Статья 19. Материально-техническое обеспечение
специальных условий обучения (воспитания)
лиц с ОВ3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
5
Стр.6
Содержание
Статья 20. Меры социальной поддержки
педагогических и иных работников, участвующих
в обучении (воспитании) лиц с ОВ3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Статья 21. Ответственность за нарушение требований
настоящего Закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона . . . . . . 132
Статья 23. Переходные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Концепция образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . 134
Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Ключевая проектная идея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Приоритетные цели и стратегические направления
изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Ожидаемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Положение о Координационном совете по развитию
образовательной интеграции (инклюзии) . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Регламент деятельности Координационного совета
по развитию образовательной интеграции (инклюзии) . . . . 150
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карта учащегося с ОВЗ (для школ). . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Карта воспитанника с ОВЗ (для ДОУ) . . . . . . . . . . . . . . . 153
Памятка для педагогов, работающих с детьми
с нарушенным слухом (1–2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154–155
Знакомство со словом. Консультация для учителей
начальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Примерный перечень оборудования кабинета психолога
для образовательных учреждений, в которых находятся
дети с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Выдержка из Международной классификации
болезней (10-й пересмотр — МКБ-10) . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Таблица 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161–164
Словари терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165–167
6
Стр.7