УДК [37.015.3+159.922.7] (076.6)
ББК 74.3я73-1+88.8я73-1
Д38
Авторы:
доктор педагогических наук, профессор О.А. Денисова;
кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Леханова;
кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Захарова;
кандидат психологических наук, доцент В.Н. Поникарова;
кандидат психологических наук, доцент И.А. Бучилова;
кандидат психологических наук, доцент Самофал Р.А.;
Котляр Л.Я.
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева;
доктор психологических наук, профессор В.Г. Маралов;
кандидат педагогических наук, профессор Т.С. Овчинникова
Д38
Детская логопсихология: учебник для студентов вузов, проходящим
профессиональную подготовку по направлению 050700 «Специальное
(дефектологическое) образование» / Под ред. О.А. Денисовой
/ [Денисова О.А., Леханова О.Л., Захарова Т.В.,
Поникарова В.Н., Бучилова И.А., Самофал Р.А., Котляр Л.Я.] —
М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 159 с. + эл.-опт. диск CD-ROM
(электронное приложение).
ISBN 978-5-906992-65-9
ISBN 978-5-906992-66-6 (эл. прил.)
Агентство CIP РГБ
Учебник представляет теоретические и практические аспекты детской
логопсихологии. Даются характеристики особенностей психического развития
детей с разными речевыми нарушениями (ФФН, ОНР, просодическими
нарушениями). Раскрываются возможности оказания таким детям
многоплановой психокоррекционной и коррекционно-педагогической помощи.
Учебник ориентирован на оказание помощи будущим специалистам
(студентам, бакалаврам, магистрам) и практикующим работникам, осуществляющим
работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Электронное приложение к учебнику содержит методические рекомендации
к изучению курса и написанию курсовых работ по предмету, рабочую
программу учебной дисциплины, интерактивные задания для самостоятельной
работы, контрольно-измерительные материалы, а также богатый
перечень практических материалов, которые могут быть использованы при
организации психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения речи.
Учебник адресован студентам высших и средних педагогических учебных
заведений и будет полезно практическим работникам общеобразовательных
и дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
УДК [37.015.3+159.922.7] (076.6)
ББК 74.3я73-1+88.8я73-1
ISBN 978-5-906992-65-9
ISBN 978-5-906992-66-6 (эл. прил.)
© Коллектив авторов, 2018
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
Стр.4
Оглавление
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава I. Научно-теоретические основы логопсихологии . . . . . 11
§1. Предмет и задачи детской логопсихологии . . . . . . . . 11
§2. Научно-теоретические основы логопсихологии. . . . . 14
§3. Психолингвистические основы логопсихологии . . . . 20
§4. Исторический аспект развития детской
логопсихологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава II. Нарушения психического развития детей . . . . . . . . . 37
§1. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез
дизонтогений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
§2. Психологические параметры дизонтогенеза . . . . . . . 40
§3. Классификация психического дизонтогенеза . . . . . . 43
Глава III. Общий обзор речевых нарушений . . . . . . . . . . . . . . . 48
§1. Причины возникновения речевых нарушений . . . . . 48
§2. Психолого-педагогическая, клиническая
и лингвистическая классификации нарушений речи . . 49
§3. Современные классификации речевых нарушений. . . 53
Глава IV. Психические особенности детей с фонетикофонематическим
недоразвитием речи (ФФНР) . . . . 61
§1. Особенности познавательной сферы детей с ФФНР . . . 61
§2. Особенности понимания и продуцирования
речи детьми с ФФНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
§3. Особенности личности и межличностных
отношений детей с ФФНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава V. Психические особенности детей с общим
недоразвитием речи (ОНР). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§1. Особенности познавательной сферы детей с ОНР. . . . 72
§2. Особенности понимания и продуцирования
речи детьми с ОНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§3. Особенности личности детей с ОНР. . . . . . . . . . . . . . . 86
§4. Особенности межличностных отношений
детей с ОНР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.5
4
Оглавление
Глава VI. Психические особенности детей с мелодикоинтонационными
(МИН) и темпо-ритмическими
нарушениями (ТРН) речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
§1. Особенности познавательной сферы, понимания
и продуцирования речи у детей с МИН И ТРН. . . . . . 96
§2. Особенности личности и межличностных
отношений детей с МИН и ТРН. . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Глава VII. Особенности психодиагностической
и психокоррекционной работы с детьми,
имеющими речевые нарушения . . . . . . . . . . . . . . . 108
§1. Психологическое изучение детей с нарушениями
речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
§2. Теоретические основы психокоррекционной
работы с детьми с речевой патологией, основные
подходы к её организации и содержанию. . . . . . . . . 113
§3. Психодиагностическая и психокоррекционная
работа с детьми, имеющими нарушения речи,
в раннем возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
§4. Психокоррекционная работа по преодолению
нарушений познавательной сферы у детей с речевой
патологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
§5. Психокоррекционная работа по преодолению
нарушений личности и межличностного общения
у детей с речевой патологией. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
§6. Взаимодействие специалистов в процессе
психодиагностической и психокоррекционной
работы с детьми, имеющими речевые нарушения . . 133
Глава VIII. Особенности готовности к школьному
обучению детей с нарушениями речи . . . . . . . . . . 141
§1. Содержание готовности к школьному обучению . . . 141
§2. Готовность к школьному обучению детей
с нарушениями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
§3. Диагностика и профилактика рисков школьной
дезадаптации детей с нарушениями речи. . . . . . . . . 145
Интерактивные задания для самостоятельной работы. . . . . . 153
Тема 1. Научно-теоретические основы логопсихологии. . . 153
Тема 4. Психические особенности детей с фонетикофонематическими
нарушениями речи (ФФНР) . . 155
Тема 5. Психические особенности детей с общим
недоразвитием речи (ОНР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Стр.6