УДК330.8
ББК65.02
Р79
Murray N. Rothbard
CLASSICAL ECONOMICS
An Austrian Perspective on the History of Economic Thought
Volume II
© Edward Elgar, 1995
Перевод с английского:
Ю. Кузнецов — Введение, Благодарности, гл. 1, Библиографический очерк (9–12);
А. Столяров — гл. 2, 8, 9, 11, 12, 13, 14; В. Зеленов — гл. 3, 10;
А. Куряев — гл. 4, Библиографический очерк (1–8); Гр. Сапов — гл. 5, 6, 7
Р79
Ротбард, Мюррей.
Экономическая мысль : в 2 т. Т. 2. Эпоха классической школы / М. Ротбард
; пер. с англ. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 615 с. — Москва ; Челябинск
: Социум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-710-4
ISBN 978-5-91603-711-1 (Т. 2)
Мюррей Ротбард представляет экономическую теорию, как поле борьбы между
двумя конфликтующими направлениями мысли: одно объясняло цены через взаимодействие
субъективных оценок экономических агентов, второе пыталось объяснить
цены при помощи издержек, в особенности затрат труда. В первой половине
XIX в., которому посвящен второй том, центральное сражение этой борьбы
разворачивалось в Великобритании.
Автор предлагает новый взгляд на Рикардо, Сэя и их последователей. Неожиданно
выглядит роль Джеймса Милля в развитии теорий Рикардо и в организации
его школы. Однако после 1820 г. рикардианство почти сошло на нет и пережило
возрождение только благодаря Дж. С. Миллю. В книге впервые для обзорного сочинения
имеется глава, посвященная англо-ирландской школе теоретиков полезности,
представители которой уже в 1820-е гг. стояли на пороге субъективистко-маржиналистского
прорыва практически во всех разделах экономической науки:
в теориях ценности, факторных цен, капитала, процента, ренты. Пять глав
отведены анализу генезиса и содержания воззрений Маркса.
Особо следует выделить три главы, посвященные всестороннему анализу дискуссии
о слитках между денежной и банковской школами и практики регулирования
банковского дела. Именно в тот период в результате трагической теоретической
ошибки представителей денежной школы окончательно сложилась современная
банковская система с частичным резервированием и центральным банком,
генерирующая экономические циклы с чередованием бумов и кризисов.
УДК 330.8
ББК 65.02
Электронное издание на основе печатного èçäàíèÿ: Экономическая мысль : в 2 т.
Т. 2. Эпоха классической школы / М. Ротбард ; пер. с англ. — Москва ; Челябинск :
Социум, 2019. — 616 с. — ISBN 978-5-906401-90-8 ; 978-5-906401-91-5 (Т. 2). —
Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков
или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-710-4
ISBN 978-5-91603-711-1 (Ò. 2)
© ООО «ИД «Социум», 2019
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
БлаГодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 1. Жан‑Батист сэй: французская традиция в смитовском платье . . . . . . . 13
1.1. Смит покоряет Францию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.2. Сэй, де Траси и Джефферсон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Влияние «Трактата» Сэя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.4. Праксеологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.5. Полезность, производительность и распределение . . . . . . . . . . . . . 31
1.6. Предприниматель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.7. Закон рынков Сэя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.8. Рецессии и буря вокруг закона Сэя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
1.9. Теория денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
1.10. Государство и налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
1.11. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 2. иеремия Бентам: утилитарист как Большой Брат . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.1. От laissez faire к этатизму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.2. Личный утилитаризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.3. Общественный утилитаризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
2.4. Большой брат: паноптикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
2.5. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Глава 3. дЖеймс милль, рикардо и его система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3.1. Джеймс Милль, Ленин радикалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3.2. Милль и либеральный классовый анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
3.3. Милль и рикардианская система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.4. Рикардо и рикардианская система,
I: распределение макродохода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
3.5. Рикардо и рикардианская система,
II: теория ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
3.6. Закон сравнительных преимуществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
3.7. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глава 4. упадок рикардианской системы, 1820—1848 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 123
4.1. Загадка популярности Рикардо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
4.2. Быстрый упадок рикардианской экономической теории . . . . . . . . 125
4.3. Теория ренты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
4.4. Перронет Томпсон: бентамит‑антирикардианец . . . . . . . . . . . . . . 132
4.5. Сэмюэл Бейли и теория ценности, основанная на полезности . . . . 134
4.6. Нассау Сениор, связи Уотли и теория полезности . . . . . . . . . . . . . 140
4.7. Уильям Ллойд и теория полезности в Англии . . . . . . . . . . . . . . . . 151
4.8. Теоретик полезности из Кентукки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
VI
Стр.7
Содержание
4.9. Заработная плата и прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
4.10. Воздержание и время в теории прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
4.11. Джон Рэй и «австрийская» теория капитала и процента . . . . . . . 168
4.12. Нассау Сениор, праксеология и Джон Стюарт Милль . . . . . . . . . 175
4.13. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Глава 5. экономическая мысль о деньгах и Банках.
часть первая. ранний этап дискуссии о слитках . . . . . . . . . . . . . . . 185
5.1. Ограничения на погашение банкнот Банка Англии
и начало дискуссии о слитках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
5.2. Дискуссия о слитках начинается . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
5.3. «Письмо к Питту» Уолтера Бойда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
5.4. Буря, разразившаяся в ответ на письмо Бойда:
ответ антибуллионистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
5.5. Генри Торнтон: антибуллионист в овечьей шкуре . . . . . . . . . . . . . 198
5.6. Лорд Кинг и кульминация дискуссии о слитках . . . . . . . . . . . . . . . 210
5.7. Проблема ирландского денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . 218
5.8. Возникновение механистической версии
буллионизма: Джон Уитли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
5.9. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Глава 6. экономическая мысль о деньгах и Банках.
часть вторая. отчет комитета о слитках
и возвращение к золоту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
6.1. В битву вступает Рикардо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
6.2. Буря, разразившаяся после опубликования Отчета
комитета о слитках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
6.3. Дефляция и возвращение к золоту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
6.4. Скептическое отношение к банковской деятельности
с частичным резервированием в Британии и США. . . . . . . . . . 250
6.5. Экономическая мысль континентальной Европы о проблемах
денежного обращения и банковской деятельности . . . . . . . . . . 259
6.6. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Глава 7. полемика по поводу предлоЖений денеЖной школы . . . . . . . . . . . . 272
7.1. Травма, нанесенная кризисом 1825 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
7.2. Возникновение денежного правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
7.3. Продление чартера Банка Англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
7.4. Кризис 1837 г. и полемика по поводу
предложений денежной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
7.5. Кризис 1839 г. и активизация полемики
вокруг денежной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
7.6. Возобновление угроз золотому стандарту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
7.7. Триумф денежной школы: закон Пиля 1844 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 301
7.8. Триумф и трагедия денежной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
7.9. Фактическая победа банковской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
7.10. Идеи денежной и банковской школ
в странах континентальной Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
7.11. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
VII
Стр.8
Содержание
Глава 8. дЖон стюарт милль и восстановление авторитета
экономического учения рикардо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
8.1. Значение Милля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
8.2. Стратегия Милля и успех «Основ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
8.3. Теория ценности и распределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
8.4. Сдвиг к империализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
8.5. Последователи Милля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
8.6. Кэрнс и открытие месторождений золота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
8.7. Гегемония Милля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
8.8. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Глава 9. корни марксизма: мессианский коммунизм . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
9.1. Ранний коммунизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
9.2. Секуляризованный милленаристский коммунизм:
Мабли и Морелли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
9.3. Заговор равных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
9.4. Распространение коммунизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
9.5. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Глава 10. представления маркса о коммунизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
10.1. Милленаристский коммунизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
10.2. Грубый коммунизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
10.3. Высшая стадия коммунизма
и уничтожение разделения труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
10.4. Переход к коммунизму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
10.5. Особенности характера Маркса и его путь к коммунизму . . . . . . 403
10.6. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
Глава 11. отчуЖдение, единство и диалектика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
11.1. Истоки диалектики: креатология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
11.2. Гегель и человеко‑Бог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
11.3. Гегель и политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
11.4. Гегель и эпоха романтизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
11.5. Маркс и левое революционное гегельянство . . . . . . . . . . . . . . . . 427
11.6. Маркс как утопист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
11.7. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
Глава 12. система маркса, I: исторический материализм
и классовая БорьБа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
12.1. Марксистская стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
12.2. Исторический материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
12.3. Классовая борьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
12.4. Марксистская доктрина «идеологии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
12.5. Внутренняя противоречивость
понятия «класс» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
12.6. Происхождение понятия класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
12.7. Наследие Рикардо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
12.8. Рикардианский социализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
12.9. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
VIII
Стр.9
Содержание
Глава 13. система маркса, II: экономическая теория капитализма
и ее неизБеЖный крах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
13.4. «Законы движения»,
. 487
II: обнищание рабочего класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
13.5. «Законы движения»,
III: циклические экономические кризисы . . . . . . . . . . . . . . . . 499
13.6. Заключение: система Маркса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
13.7. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Глава 14. после милля: Бастиа и французская традиция laIssez faIre. . . . . . . . 513
14.1. Французская школа laissez faire . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
14.4. Гюстав де Молинари: первый анархокапиталист . . . . . . . . . . . . . 526
14.5. Вильфредо Парето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 529
14.6. Новообращенный профессор в Германии: Карл Генрих Рау . . . . . 533
14.7. Шотландский инакомыслящий: Генри Даннинг Маклеод . . . . . . . 535
14.8. Плутология: Хирн и Донисторп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 537
14.9. Бастиа и laissez faire в Америке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540
14.10. Упадок интеллектуального течения laissez faire . . . . . . . . . . . . 546
14.11. Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
БиБлиоГрафический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
1. Библиографии общего характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
2. Ж.‑Б. Сэй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
3. Иеремия Бентам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
4. Джеймс Милль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 556
5. Давид Рикардо и рикардианская система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557
6. Антирикардианцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
7. Дискуссия о слитках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 560
8. Денежная и банковская школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
9. Джон Стюарт Милль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 564
10. В тени Милля: Кэрнс и индуктивисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
11. Социалистическая и марксистская мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 567
12. Французская школа laissez faire и ее влияние . . . . . . . . . . . . . . . . 573
Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 577
Стр.10