УДК 37.02(075.8)
ББК 74.00я73
М23
М23
Мандель, Б. Р.
Сравнительная педагогика: история, теория, проблематика
: учебное пособие для обучающихся в магистратуре /
Б. Р. Мандель. — изд. 2-е, стер. — Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2019. — 573 с.
ISBN 978-5-4499-0052-4
Учебное пособие создано для магистрантов как будущих преподавателей
высших учебных заведений, готовящих психологов, педагогов,
журналистов, PR-менеджеров, ученых-гуманитариев. Пособие
представляет собой курс с инновационным расположением учебного
материала в соответствии с модульным распределением тематики.
Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных
программ в соответствии с Федеральным Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования
(ФГОС-3+) по специальностям «Психология», «Педагогика»,
«Журналистика», «PR и СМИ».
Материалы пособия имеют модульное расположение тем и собраны
на основе исторических и современных сведений с обращением
к целому ряду смежных дисциплин: педагогики, дидактики, психологии,
психологии личности, возрастной психологии, социальной
психологии и т. д.
Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному
материалу, а после модулей идут списки тематики семинаров, практические
задания, литература к ним, интернет-источники.
Учебное пособие содержит значительное число ссылок и пояснений,
содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкования
терминов.
Учебное пособие содержит общий список литературы по дисциплине,
примерный список вопросов для самоподготовки, примерную
тематику рефератов, статей, образцы тестов, глоссарий.
Книга будет полезна и интересна не только магистрантам, будущим
психологам и педагогам, журналистам и PR-менеджерам, но и
всем, интересующимся сравнительной педагогикой как динамичной,
активно и постоянно развивающейся теоретической и практической
составляющей современной науки и практики не только в нашей
стране, но и за рубежом.
Текст печатается в авторской редакции.
УДК 37.02(075.8)
ББК 74.00я73
ISBN 978-5-4499-0052-4 © Мандель Б. Р., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................. 3
Модуль I. Сравнительная педагогика как наука и
современная учебная дисциплина: история,
тенденции, проблемы ...................................................................... 8
Тема 1. Сравнительная педагогика в системе
современного педагогического знания ................................... 8
Вопросы и задания по материалам Темы 1 ......................... 28
Тема 2. Истоки: краткая история развития и
становления мировой сравнительной педагогики............. 29
Вопросы и задания по материалам Темы 2 ......................... 45
Тема 3. История и развитие отечественной
сравнительной педагогики ....................................................... 46
Вопросы и задания по материалам Темы 3 ......................... 71
Тема 4. Современная сравнительная педагогика:
контент и проблемы .................................................................. 72
Вопросы и задания по материалам Темы 4 ......................... 90
Тематика семинаров по Модулю I ......................................... 90
Литература для подготовки к семинарским
занятиям......................................................................................... 91
Модуль II. Основное содержание и главные
тенденции мирового образования .............................................. 92
Тема 5. Особенности современного образования
на фоне глобализации и интернационализации ............. 92
Вопросы и задания по материалам Темы 5 ....................... 114
Тема 6. Болонский процесс: инновационная
образовательная технология? ................................................ 115
Вопросы и задания по материалам Темы 6 ....................... 138
Тема 7. Мировые образовательные системы:
образование в США ................................................................. 139
Вопросы и задания по материалам Темы 7 ....................... 178
Тема 8. Образование в Великобритании ........................... 179
569
Стр.570
Вопросы и задания по материалам Темы 8 ....................... 204
Тема 9. Образовательная система Германии —
управление, политика, структура, содержание ................. 205
Вопросы и задания по материалам Темы 9 ....................... 234
Тема 10. Особенности французской
образовательной системы ...................................................... 235
Вопросы и задания по материалам Темы 10 ..................... 256
Тема 11. Образование в Китае и Японии:
общеазиатские традиции ........................................................ 257
Вопросы и задания по материалам Темы 11 ..................... 285
Тема 12. Мусульманский Восток: образование и
культура в рамках религии ..................................................... 286
Вопросы и задания по материалам Темы 12 ..................... 307
Тематика семинаров по Модулю II ..................................... 307
Литература для подготовки к семинарским
занятиям ...................................................................................... 308
Модуль III. Изменяющийся контекст современного
образования .................................................................................... 309
Тема 13. Общие и частные проблемы мирового
образования ................................................................................ 309
Вопросы и задания по материалам Темы 13 ..................... 342
Тема 14. Современный социум и новое
образование: мультикультурные и
поликультурные аспекты ........................................................ 343
Вопросы и задания по материалам Темы 14 ..................... 362
Тематика семинаров по Модулю III ................................... 362
Литература для подготовки к семинарским
занятиям ...................................................................................... 363
Модуль IV. Проблемы организации, содержания,
структуры, кадров и управления образовательными
системами ........................................................................................ 364
Тема 15. Компетентностный подход в мировой
педагогике ................................................................................... 364
570
Стр.571
Вопросы и задания по материалам Темы 15 ..................... 388
Тема 16. Подготовка педагогических кадров за
рубежом — исторические и современные аспекты ......... 389
Вопросы и задания по материалам Темы 16 ..................... 427
Тема 17. Совместные образовательные
программы: мировая практика и современное
состояние .................................................................................... 428
Вопросы и задания по материалам Темы 17 ..................... 440
Тема 18. Феномен исследовательского
университета (ведущего вуза): зарубежный и
отечественный опыт ................................................................ 442
Вопросы и задания по материалам Темы 18 ..................... 460
Тема 19. Новый инструмент современного
образования: открытые инновации в управлении
качеством ..................................................................................... 461
Вопросы и задания по материалам Темы 19 ..................... 474
Тема 20. Мировой и отечественный опыт
инклюзивного образования ................................................... 475
Вопросы и задания по материалам Темы 20 ..................... 496
Тема 21. Управление образованием в России и за
рубежом: опыт, теория, практика, проблемы .................... 497
Приложение к Теме 21. ........................................................... 517
Зарубежные системы подготовки кадров и
управления профессиональным образованием ............... 517
Вопросы и задания по материалам Темы 21 ..................... 522
Тематика семинаров по Модулю IV .................................... 523
Литература для подготовки к семинарским
занятиям....................................................................................... 523
Интернет-ресурсы для самоподготовки и
подготовки к семинарским и практическим
занятиям ........................................................................................... 524
Примерные задания для самостоятельной работы ............. 525
Примерные варианты тестов ...................................................... 528
571
Стр.572
Примерный перечень вопросов для
самоподготовки (зачет/экзамен) ............................................... 537
Примерная тематика рефератов/эссе/круглых
столов ............................................................................................... 540
Примерные списки основной и дополнительной
литературы ...................................................................................... 542
Глоссарий ........................................................................................ 546
Стр.573