УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
М25
М. А. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор,
А. К. Быков, доктор педагогических наук, профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М25 Социальная педагогика: основы профессиональной
деятельности социального педагога : учебник для
студентов средних и высших учебных заведений,
магистрантов и аспирантов / Л. В. Мардахаев. –
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 325 с.
DOI: 10.23681/496695
ISBN 978-5-4475-9743-6
Мардахаев, Л. В.
Учебник «Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности
социального педагога» ориентирован на профессиональную
подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по
направлениям «педагогическое образование»,
«психологопедагогическое
образование» и «организация работы с молодежью».
Он включает материал, отвечающий требованиям современного
уровня социального и социально-педагогического образования, а
также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам
углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся
подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического
направления, организации работы с молодежью;
преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы,
связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы
дополнительного социально-педагогического образования.
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
ISBN 978-5-4475-9743-6 © Мардахаев Л. В., текст, 2018
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
Оглавление
Предисловие .......................................................................................................... 9
Раздел I. Теоретические основы социальнопедагогической
технологии .................................................................... 15
Глава 1. Социально-педагогическая технология:
понятие и сущность ..................................................................................... 15
1.1. Истоки становления понятий «технология»,
«социальная технология» ................................................................... 15
1.2. Педагогическая технология, ее сущность
и содержание .............................................................................................. 19
1.3. Социально-педагогическая технология,
ее назначение, сущность и содержание ....................................... 23
1.4. Основные виды социально-педагогических
технологий и их характеристика .................................................... 26
Вопросы и задания для самоконтроля ......................................... 31
Литература .................................................................................................. 31
Глава 2. Взаимосвязь технологии и методов
практической работы социального педагога................................ 34
2.1. Метод и методика в технологии социальнопедагогической
деятельности .......................................................... 34
2.2. Средства, приемы и формы
социально-педагогической деятельности и их
взаимосвязь ................................................................................................. 39
2.3. Педагогическая техника социального педагога ............. 43
Вопросы и задания для самоконтроля ......................................... 48
Литература .................................................................................................. 48
Глава 3. Классификация социально-педагогических
технологий ....................................................................................................... 50
3.1. Основы классификации социально-педагогических
технологий ................................................................................................... 50
3.2. Основания и виды социально-педагогических
технологий и их характеристика .................................................... 56
Вопросы и задания для самоконтроля ......................................... 64
Литература .................................................................................................. 64
3
Глава 4. Структура и содержание
социально-педагогической технологии ........................................... 66
Стр.4
4.1. Структура общей и частной социальнопедагогической
технологии .............................................................. 66
4.2. Структура этапов частной
социально-педагогической технологии и их
характеристика ......................................................................................... 70
Вопросы и задания для самоконтроля ......................................... 85
Литература .................................................................................................. 85
Глава 5. Особенности деятельности социального
педагога по выбору и реализации
социально-педагогической технологии .......................................... 87
5.1. Предпосылки выбора и реализации социальнопедагогической
технологии социальным педагогом .......... 87
5.2. Особенности деятельности социального педагога
на этапе выбора целевой технологии .......................................... 90
5.3. Особенности деятельности социального педагога
по реализации целевой социально-педагогической
технологии .................................................................................................. 97
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................... 103
Литература ................................................................................................ 104
Раздел II. Типичные технологии социальнопедагогической
деятельности ............................................................. 105
Глава 6. Социально-педагогическая служба
образовательной организации ........................................................... 105
6.1. Назначение, сущность, содержание и организация
деятельности социально-педагогической службы
образовательной организации ...................................................... 105
6.2. Особенности деятельности
социально-педагогической службы образовательной
организации .............................................................................................. 112
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................... 122
Литература ................................................................................................ 123
Глава 7. Рабочий стол социального педагога .............................. 124
7.1. Назначение, сущность и общая характеристика
рабочего стола социального педагога ....................................... 124
7.2. Базовые проблемы, определяющие основные
направления профессиональной деятельности
социального педагога .......................................................................... 128
4
Стр.5
7.3. Типовые технологии рабочего стола социального
педагога образовательной организации ................................. 132
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 136
Литература ............................................................................................... 136
Глава 8. Социально-педагогический подход к защите
прав и личного достоинства ребенка ............................................. 138
8.1. Становление института защиты прав и личного
достоинства ребенка ........................................................................... 138
8.2. Сущность и содержание социально-педагогического
подхода к обеспечению защиты прав и личного
достоинства ребенка ........................................................................... 143
8.3. Реализация социально-педагогического подхода
по обеспечению защиты прав различных категорий
детей ............................................................................................................ 149
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 155
Литература ............................................................................................... 156
Глава 9. Социально-педагогическое сопровождение и
поддержка человека в жизненной ситуации ............................. 158
9.1. Ситуации, диктующие необходимость социальнопедагогического
сопровождения, поддержки
человека ..................................................................................................... 158
9.2. Понятие, сущность и содержание социальнопедагогического
сопровождения, поддержки
человека ..................................................................................................... 163
9.3. Технология реализации социально-педагогического
сопровождения, поддержки человека в трудной
жизненной ситуации ........................................................................... 169
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 175
Литература ............................................................................................... 175
Глава 10. Социально-педагогическое сопровождение,
поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной
ситуации ......................................................................................................... 177
10.1. Социально-педагогическое сопровождение
(поддержка) семьи в ситуации ее неблагополучия ........... 177
10.2. Социально-педагогическое сопровождение
(поддержка) семьи, в ситуации, обусловленной
педагогической несостоятельностью родителей ............... 184
5
Стр.6
10.3. Социально-педагогическое сопровождение
(поддержка) семьи в ситуации, обусловленной
своеобразием ребенка ......................................................................... 191
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................... 194
Литература ................................................................................................ 196
Глава 11. Технология социально-педагогического
сопровождения приемной семьи и основные принципы
ее реализации ............................................................................................... 197
11.1. Необходимость, сущность и содержание социальнопедагогического
сопровождения .................................................. 197
11.2. Технология социально-педагогического
сопровождения приемной семьи и основные принципы
ее реализации .......................................................................................... 202
11.3. Основные принципы реализации технологии
социально-педагогического сопровождения приемной
семьи ............................................................................................................. 206
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................... 211
Литература ................................................................................................ 212
Глава 12. Социально-педагогическая подготовка
родителей, воспитывающих детей с особыми адаптивными
возможностями и их социально-педагогическое
сопровождение ............................................................................................. 214
12.1. Повышение роли родителей, воспитывающих
ребенка с особыми адаптивными возможностями,
в стимулировании его социально-педагогической
абилитации ............................................................................................... 214
12.2. Место и роль специалиста по вовлечению
родителя в активную абилитационную работу
со своим ребенком ................................................................................. 219
12.3. Способы стимулирования целенаправленной
активности ребенка с особыми адаптивными
возможностями ....................................................................................... 224
12.4. Социально-педагогическое сопровождение
родителей, воспитывающих детей с особыми
адаптивными возможностями ....................................................... 229
Вопросы и задания для самопроверки ....................................... 233
Литература ................................................................................................ 234
6
Стр.7
Глава 13. Технология социально-педагогического
сопровождения молодежи с особыми адаптивными
возможностями ........................................................................................... 236
13.1. Социально-педагогическая характеристика
молодежи с особыми адаптивными возможностями ....... 236
13.2. Технология социально-педагогического
сопровождения молодого человека с особыми
адаптивными возможностями ...................................................... 242
13.3. Деонтологические основы социальнопедагогического
сопровождения молодежи с особыми
адаптивными возможностями ...................................................... 249
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 254
Литература ............................................................................................... 255
Раздел III. Профессиональное долголетие и
профессиональная культура социального педагога ........... 256
Глава 14. Профессиональное долголетие социального
педагога и деформация личности .................................................... 256
14.1. Профессиональное долголетие социального
педагога, его сущность и содержание........................................ 256
14.2. Факторы профессиональной деятельности,
существенно влияющие на личность социального
педагога ...................................................................................................... 258
14.3. Человеческий фактор в воспитательной
деятельности и развитии личности социального
педагога ...................................................................................................... 264
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 272
Литература ............................................................................................... 273
Глава 15. Профессиональное самосовершенствование и
деформация социального педагога ................................................ 274
15.1. Профессиональное совершенствование
социального педагога и его типичное проявление ........... 274
15.2. Проявления профессиональной деформации
социального педагога ......................................................................... 279
15.3. Пути профилактики профессиональной
деформации социального педагога ............................................ 285
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................... 293
7
Стр.8
Литература ................................................................................................ 293
Глава 16. Профессиональная (педагогическая) культура
социального педагога .............................................................................. 295
16.1. Понятия «культура», «педагогическая
культура», «социально-педагогическая культура» ............ 295
16.2. Структура педагогической культуры
социального педагога и характеристика ее основных
компонентов ............................................................................................. 298
16.3. Типичные уровни проявления педагогической
культуры социального педагога ................................................... 312
16.4. Пути повышения педагогической культуры
социального педагога .......................................................................... 316
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................... 318
Литература ................................................................................................ 319
Литература ........................................................................................................ 321
Стр.9