УДК 378
ББК 74.48
С56
С56
Современные педагогические технологии профессионального
образования : сборник статей по материалам IV-й международной
научно-практических конференций / под ред. Ф. Н. Алипхановой. —
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. —280 с. DOI: 10.23681/594550
ISBN 978-5-4499-1505-4
В сборник вошли статьи педагогов, сотрудников, аспирантов, магистрантов,
соискателей, учителей школ и лицеев, принявших участие в работе IV-й международной
научно-практических конференций «Современные педагогические технологии
профессионального образования» в г. Махачкале.
В статьях, представленных в виде докладов на научно-практические конференции,
отражены результаты исследований актуальных проблем профессионального
и общего образования.
УДК 378
ББК 74.48
ISBN 978-5-4499-1505-4 © Алипханова Ф. Н., редактор, 2020
© Даггоспедуниверситет, текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Секция I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ..................................................................... 7
Алипханова Ф. Н. УРОВНИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ............................................... 7
Гамзаева М. В., Магомедова П. К., Салахбеков А. П. ПОНЯТИЕ И
СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ................. 12
Магомедова З. З., Миназова З. М. РОЛЬ ЭМПАТИИ В РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА................................................................................................................ 19
Кодоева А. Ч. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ —
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВУЗОВ МВД РОССИИ................................................................. 23
Гамзаева М. В., Магомедова П. К., Салахбеков А. П. СТАНОВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ................... 31
Алиева Р. Р., Салахбеков А. П. ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ ................................................................................ 37
Цуруев Ш. Ш. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ................................................................................................ 43
Гамзаева М. В., Магомедова П. К., Алиев Р. И. РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК НАУЧНАЯ
ПРОБЛЕМА ......................................................................................................................................... 48
Кодоева А. Ч. УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ............................................................... 55
Магомедов Г. М. О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ К
ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ» ............................................................................................. 60
Мамалова Х. Э. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ............................................................................................ 67
Гамзаева М. В., Магомедова П. К., Алиев Р. И. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ...................................................... 71
Гамзаева М. В. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ......................................................... 78
Алипханова Ф. Н., Гамзаева М. В. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН .............................................................. 83
Курбанов А. З., Магомедова М. А., Магомедова З. М., Алиева У. Б.,
Кафаров Т. Э. УПРАЖНЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ............................................................... 91
3
Стр.4
Кодоева А. Ч. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ................. 97
Сельмурзаева Х. Р. ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ..................................................................................................................................... 102
Исаев М. И. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА ............ 107
Рагимов Р. М., Абдуллаева Н. М. СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДГМУ ............................................................ 111
Ахмадова З. М. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ ................................................................................... 116
Мухидинов М. Г. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ .................................................................................................................................... 120
Секция II. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ............................................................................ 124
Гузуева Э. Р., Алиева Р. Р. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ......................................................................................... 124
Идрисова Ж. В., Вагапова М. В., Алихаджиев С. Х. АКТИВНОЕ
ВЛИЯНИЕ WIKI НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ............................................................................... 128
Зияудинова О. М., Зияудинов М. Д., Зияудинова С. М., Бочуев М. Г.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И УМНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ
СИСТЕМЫ ......................................................................................................................................... 133
Магомедалиева М. Р., Алиев Р. И. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ .............. 138
Исаева Г. Г., Тагирова М. С. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И
НЕДОСТАТКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ....................................................................................................................................... 144
Магамедов З. А. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................................... 149
Зияудинова С. М., Зияудинова О. М., Зияудинов М. Д. ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ..................................... 152
Менциев А. У., Супаева Х. С. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .......................................................................... 156
Магомедов Г. М., Магомедов Г. М., Гасанова П. Ю. РОЛЬ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ............................................................................. 160
Магомедалиева М. Р., Алиев Р. И. РАЗРАБОТКА
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА «АРХИТЕКТУРА
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI .......................................................................................... 167
4
Стр.5
Менциев А. У., Супаева Х. С. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
ЯЗЫКУ И ГРАМОТНОСТИ ....................................................................................................... 172
Гаджимурадова А. Э., Гаджикурбанова Г. М., Алиев Р. И.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ WEBСЕРВЕРОВ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО ................................................................................... 176
Зияудинова С. М., Зияудинова О. М., Зияудинов М. Д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ .................................................................. 183
Курбанов А. З., Магомедова М. А., Алиев Н. И., Османова С. О.,
Магомедгаджиев Б. Г. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И МУЛЬТИМЕДИА ..................... 187
Менциев А. У., Менциев А. У. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................... 192
Расумов В. Ш. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ..................................................................................................... 196
Сабанчиев А. Н. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ, РЕШАЮЩИХ ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ........................................... 200
Секция III. СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ....................... 206
Алироева Р. Д., Алипханова Ф. Н. К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ................................................ 206
Курбанов А. З., Магомедова М. А., Магомедова З. М., Алиева У. Б.,
Абдуллаева З. Э. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ............................................................................... 210
Алипханова Ф. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............................................................................ 215
Алироева Р. Д. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ............................................................................................. 221
Магомедова П. К., Шапиева А. С. РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ............................................ 228
Магомедова З. З., Миназова З. М. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
ТЕМПЕРАМЕНТА И ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
ШКОЛЬНИКАМИ .......................................................................................................................... 234
Магомедова З. З., Миназова З. М. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА .............................................................................................. 238
Магомедова З. З., Миназова В. М. ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР
ПРОФЕССИИ ................................................................................................................................... 244
5
Стр.6
Магомедова З. З., Миназова В. М. ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ......................... 250
Салаватов М. И., Бейбалаева Д. К. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНСКИХ ВУЗОВ ............ 254
Алироева Р. Д. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТИВНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ........................................... 259
Рашидханова А. А. ОСОБЕННОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ .......................................... 263
Цечоев А. Я. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ........................................................................................ 268
Муциева З. С. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА» ..................................................................................................................................... 274
Стр.7