УДК 37.013.32(075)
ББК 74.48я73
М23
М23 Современное поликультурное образование: концепции,
проблемы, теория и практика : учебное пособие для
Мандель, Б. Р.
бакалавриата / Б. Р. Мандель. ‒ Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2019. ‒ 329 с., илл.
ISBN 978-5-4499-0295-5
Учебное пособие создано для учащихся — будущих профессионалов в
области образования и воспитания, профессиональной подготовки и переподготовки
преподавателей, социальных работников, социальных педагогов.
Пособие представляет собой курс с инновационным расположением
учебного материала в соответствии с модульным распределением тематики.
Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных
программ в соответствии с действующими Федеральными государственными
образовательными стандартами (44.03.02).
Материалы пособия собраны на основе исторических и современных
сведений о поликультурном образовании с обращением к целому ряду дисциплин:
педагогике, истории педагогики, дидактике, педагогической психологии,
социальной психологии, социальной педагогике, сравнительной
педагогике, культурологии и т. д.
Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному материалу,
а после модулей идут списки тематики семинаров, литература к ним.
Учебное пособие содержит значительное число ссылок и пояснений, содержащих
сведения об упоминаемых авторах и толкования терминов.
Учебное пособие содержит общий список литературы по дисциплине,
примерный список вопросов для самоподготовки, примерную тематику рефератов
и эссе, образцы тестов, глоссарий.
Книга будет полезна и интересна не только учащимся, но и всем, интересующимся
поликультурным образованием как актуальной, динамичной,
активно и быстро развивающейся теоретической и практической составляющей
современной педагогической науки и практики не только в нашей
стране, но и за рубежом.
УДК 37.013.32(075)
ББК 74.48я73
ISBN 978-5-4499-0295-5 © Мандель Б. Р., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2019
Стр.3
Содержание
Введение..........................................................................................7
Модуль I. Культура и культурно-ценностные ориентации
личности ....................................................................................... 12
Тема 1. Культура мира и личности и культурные
ценности.................................................................................... 12
Вопросы и задания по материалам Темы 1 ..........................26
Тема 2. Образование как общечеловеческая и
общекультурная ценность ......................................................27
Вопросы и задания по материалам Темы 2..........................47
Тема 3. Поликультурность как базовое понятие
современного образования.................................................... 48
Вопросы и задания по материалам Темы 3..........................65
Тема 4. Мультикультурность в образовании........................67
Вопросы и задания по материалам Темы 4..........................85
Примерная тематика семинарских занятий ........................85
Примерный список литературы к семинарским
занятиям....................................................................................85
3
Стр.4
Модуль II. Принципы поликультурного образования ......... 86
Тема 5-6. Поликультурное образование в России:
история и современность. Концепция поликультурного
образования в Российской Федерации................................. 86
Вопросы и задания по материалам Темы 5-6..................... 113
Тема 7. Модели поликультурного образования................. 115
Вопросы и задания по материалам Темы 7 ........................130
Тема 8. Предпосылки, проблемы и трудности
поликультурного образования............................................. 131
Вопросы и задания по материалам Темы 8........................ 151
Примерная тематика семинарских занятий ......................152
Примерный список литературы к семинарским
занятиям..................................................................................152
Модуль III. Технологическое обеспечение поликультурного
образования в вузе.....................................................................154
Тема 9. Поликультурная компетенция и
этнопедагогические проблемы ............................................154
Вопросы и задания по материалам Темы 9........................ 171
4
Стр.5
Тема 10. Специфика поликультурного образования:
технологии, методики и методы.......................................... 172
Вопросы и задания по материалам Темы 10 ...................... 212
Тема 11. Современный педагог и поликультурное
образование ............................................................................ 213
Вопросы и задания по материалам Темы 11...................... 228
Тема 12. Нормативно-правовое обеспечение
поликультурного образования............................................ 229
Вопросы по материалам Темы 12.........................................253
Тема 13. Конфликты в поликультурной образовательной
среде: способы, методы, технологии разрешения.............254
Вопросы и задания по материалам Темы 13 ......................272
Примерная тематика семинарских занятий ......................273
Примерный список литературы к семинарским
занятиям..................................................................................273
Примерный список вопросов для самоподготовки .............275
Примерная тематика рефератов и эссе ..................................278
Примерный список дополнительной литературы для
самоподготовки и написания рефератов и эссе .................. 280
5
Стр.6
Интернет-сайты для самоподготовки и написания
рефератов и эссе.........................................................................281
Примерные варианты тестовых заданий .............................. 282
Примерные варианты и планы практических занятий .....300
Глоссарий................................................................................... 303
Стр.7