Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы (999,60 руб.)

0   0
Первый авторСветлышева Валентина Николаевна
ИздательствоАСТ-Пресс Школа
Страниц594
ID810819
АннотацияЭта книга — обновлённое и дополненное пособие, которое позволит освоить теоретический курс русского языка в объёме школьной программы, поможет каждому готовящемуся к ОГЭ, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вуз систематизировать и закрепить свои знания по русскому языку, выработать навыки грамотного оформления устной и письменной речи. В пособии изложены основные темы, которые необходимо знать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, в виде таблиц даны алгоритмы для решения поставленных задач, приведены убедительные примеры из классической литературы и современной печати. Особое внимание уделено проблемам орфографии и пунктуации, вызывающим наибольшие затруднения. Контролёром приобретённых знаний служат ключи-ответы, данные в заключительной части.
Кому рекомендованоПредлагаемое издание послужит нормативным справочником для старшеклассников, абитуриентов, учителей-словесников, редакторов, журналистов, работников радио и телевидения, а также для всех интересующихся проблемами современного русского языка и желающих свободно владеть правильной, литературной речью.
ISBN978-5-462-01996-8
УДК373.167.1:811.161.1
ББК81.2 Рус-922
Светлышева, В. Н. Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы : учебное пособие / В. Н. Светлышева .— 3-е изд., эл. — : АСТ-Пресс Школа, 2022 .— 594 с. — ISBN 978-5-462-01996-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/810819 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык._Справочник_для_школьников_и_поступающих_в_вузы._Курс_подготовки_к_ОГЭ,_ЕГЭ_и_дополнительным_вступительным_испытаниям_в_вузы.pdf
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922 С24 Р е ц е н з е н т ы: учитель высш. кв. кат., заслуженный учитель РФ Иванова Е. К.; учитель высш. кв. кат., победитель ПНПО, почётный работник общего образования РФ Черушева М. А.; учитель высш. кв. кат., почётный работник общего образования РФ Дьякова С. А.; учитель первой кв. кат. Стрейкмане Э. Р. С24 Светлышева, Валентина Николаевна. Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы / В. Н. Светлышева. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 594 с. — Москва : АСТ-Пресс Школа, 2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-462-01996-8 Эта книга — обновлённое и дополненное пособие, которое позволит освоить теоретический курс русского языка в объёме школьной программы, поможет каждому готовящемуся к ОГЭ, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вуз систематизировать и закрепить свои знания по русскому языку, выработать навыки грамотного оформления устной и письменной речи. В пособии изложены основные темы, которые необходимо знать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, в виде таблиц даны алгоритмы для решения поставленных задач, приведены убедительные примеры из классической литературы и современной печати. Особое внимание уделено проблемам орфографии и пунктуации, вызывающим наибольшие затруднения. Контролёром приобретённых знаний служат ключи-ответы, данные в заключительной части. Предлагаемое издание послужит нормативным справочником для старшеклассников, абитуриентов, учителей-словесников, редакторов, журналистов, работников радио и телевидения, а также для всех интересующихся проблемами современного русского языка и желающих свободно владеть правильной, литературной речью. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922 Электронное издание на основе печатного издания: Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы / В. Н. Светлышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСТ-Пресс Школа, 2019. — 592 с. — ISBN 978-5-906971-41-8. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-462-01996-8 © Светлышева В. Н., 2018 © ООО «Русистика», 2018 © ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Условные сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Звук и буква . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 1. Понятие звука. Общая характеристика звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 2. Понятие буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 § 3. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (графически) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 § 4. Функции и употребление твёрдого и мягкого знаков . . . . . . . . . . . 12 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 # # # ПРАВОПИСАНИЕ Ъ И Ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 # Употребление ъ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 # Употребление ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 § 5. Понятие слога. Правила слогораздела и переноса слов . . . . . . . . . 17 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 § 6. Ударение и его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 § 7. Функции словесного ударения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Характеристика отдельного звука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 § 8. Гласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 § 9. Согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Изменения гласных и согласных звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 § 10. Исторические изменения звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 § 11. Позиционные изменения гласных звуков (фонетические законы в области гласных звуков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 § 12. Позиционные изменения согласных звуков (фонетические законы в области согласных звуков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 § 13. Транскрипция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Стр.578
578 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 § 14. Общая характеристика словарного состава русского языка . . . . . 40 § 15. Понятие лексического значения слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 § 16. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 § 17. Омонимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 § 18. Синонимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 § 19. Антонимы, их употребление в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 § 20. Паронимы, их роль в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Лексика русского языка с точки зрения её происхождения . . . . . . . . . 65 § 21. Формирование словарного состава русского языка . . . . . . . . . . . . 65 § 22. Иноязычные слова в русской лексике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 § 23. Старославянизмы, их признаки и употребление . . . . . . . . . . . . . . 68 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 § 24. Заимствования из неславянских языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Лексика современного русского языка с точки зрения её употребления (социально-диалектная характеристика словарного состава) . . . . 74 § 25. Лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении 74 § 26. Диалектная лексика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 § 27. Профессиональная и терминологическая лексика . . . . . . . . . . . . 76 § 28. Социально ограниченная лексика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка 79 § 29. Нейтральная и функционально закреплённая лексика . . . . . . . . . 79 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Лексика с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса . . . 82 § 30. Понятие об активном и пассивном составе словаря. Виды пассивной лексики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 § 31. Устаревшая лексика и её разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 § 32. Новые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 § 33. Фразеологизмы, их место в словарном составе русского языка 87 § 34. Классификация фразеологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.579
СОДЕРЖАНИЕ 579 § 35. Стилистическое употребление фразеологических оборотов, их источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 § 36. Предмет изучения морфемики. Понятие морфемы . . . . . . . . . . . . 96 § 37. Состав слова. Типы морфем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Основа слова. Виды основ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 § 38. Непроизводная и производная основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 § 39. Производная и производящая основы. Морфемный анализ слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 § 40. Исторические изменения в основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 § 41. Корневые морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 # Проверяемые безударные гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 # Непроверяемые безударные гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 # Чередующиеся гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 # Гласные после шипящих в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 # Гласные после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 # Буквы э – е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 # Буква й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 # # # ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 # Звонкие и глухие согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 # Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки или суффикса 122 # Непроизносимые согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 § 42. Аффиксальные морфемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 # Приставки, оканчивающиеся на согласную . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 # Приставка с- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 # Приставки, оканчивающиеся на з . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 # Безударные гласные в приставках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 # Приставки пре- и при- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 # Гласные ы – и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 # # # ГЛАСНЫЕ Е – О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 # Гласные е – о в суффиксах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 # Гласные о – е в окончаниях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 # Гласные после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Стр.580
580 СОДЕРЖАНИЕ Словообразовательный анализ. Способы образования слов . . . . . . . 141 § 43. Понятие о словообразовательном анализе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 § 44. Словообразовательные типы и их разновидности . . . . . . . . . . . . 142 § 45. Лексико-семантическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 § 46. Лексико-синтаксическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 § 47. Морфолого-синтаксическое словообразование . . . . . . . . . . . . . . 144 § 48. Морфологическое словообразование и его разновидности . . . . 145 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 # # # ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 # Сложные слова с соединительной гласной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 # Сложные слова без соединительной гласной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 # # # СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 # Слитное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 # Дефисное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 # # # СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 # Слитное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 # Дефисное написание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 § 49. Принципы классификации частей речи (прямые) . . . . . . . . . . . . 173 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 § 50. Разряды имён существительных по значению, их морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 § 51. Число имён существительных, способы его выражения . . . . . . 180 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 § 52. Род имён существительных, способы выражения рода . . . . . . . 183 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 § 53. Падеж. Основные значения падежей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 § 54. Склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 § 55. Синтаксические функции имён существительных . . . . . . . . . . . 198 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 # Окончания падежные и после некоторых суффиксов у имён существительных I склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 # Окончания падежные и после суффиксов у имён существительных II склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.581
СОДЕРЖАНИЕ 581 # Падежные окончания имён существительных III склонения . . . . . . . . . . . 210 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 # Правописание суффиксов имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 # Имена существительные с н и нн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 § 56. Разряды имён прилагательных по значению, их морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 § 57. Переход относительных и притяжательных прилагательных в разряд качественных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 § 58. Степени сравнения прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 § 59. Склонение имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 § 60. Переход имён прилагательных в существительные (субстантивация) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 # Окончания имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 # Суффиксы имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 # Суффиксы имён прилагательных, образованных от глаголов . . . . . . . . . . 231 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Имя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 § 61. Разряды имён числительных по значению, их морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 § 62. Количественные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 § 63. Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 § 64. Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 § 65. Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 # Количественные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 # Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 # Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 # Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 § 66. Значение местоимений, их соотнесённость с другими частями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 § 67. Разряды местоимений по значению, их морфологосинтаксические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.582
582 СОДЕРЖАНИЕ # # # ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 # Личные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 # Неопределённые местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 # Отрицательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 § 68. Общая характеристика глагола как части речи . . . . . . . . . . . . . . 259 § 69. Неопределённая форма глагола, её лексические, морфологические и синтаксические особенности . . . . . . . . . . . 261 § 70. Возвратные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 § 71. Переходные и непереходные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 § 72. Категория вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 § 73. Формообразующие основы глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 § 74. Спряжение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 § 75. Наклонение глаголов, его значение и способы выражения . . . . 273 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 § 76. Время глагола, его значение и способы выражения . . . . . . . . . . 277 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 § 77. Лицо глагола, его значение и выражение. Род и число у глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 § 78. Безличные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 # Личные окончания глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 # Буква ь в глагольных формах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 # Суффиксы глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 § 79. Причастие, его лексические и грамматические особенности . . . . 288 § 80. Образование причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 § 81. Переход причастий в другие части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 # Суффиксы причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 # н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 § 82. Деепричастие, его лексические и морфологические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 § 83. Образование деепричастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 § 84. Переход деепричастий в наречия и предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Стр.583
СОДЕРЖАНИЕ 583 Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 § 85. Разряды наречий по значению, их лексические, морфологические и синтаксические особенности . . . . . . . . . . . 307 § 86. Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 # # # ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313 # Гласные на конце наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313 # Наречия, оканчивающиеся на шипящие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 # Отрицательные наречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 # Дефисное написание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 # Слитное написание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 # Раздельное написание наречий и наречных сочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . 321 § 87. Безлично-предикативные слова (слова категории состояния) . . . 323 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 § 88. Общая характеристика служебных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 § 89. Синтаксические функции предлогов, их основные признаки . . . 328 § 90. Значения предлогов и их стилистическое использование . . . . . 329 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 # # # ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 # Непроизводные предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 # Производные предлоги и предложные сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 # Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 # Раздельное написание предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 Союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 § 91. Синтаксические функции союзов, их основные признаки . . . . . 338 § 92. Сочинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 § 93. Подчинительные союзы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 § 94. Союзы и союзные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 # # # ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 # Слитное написание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 # Раздельное написание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 § 95. Функции частиц в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 § 96. Разряды частиц по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 § 97. Разряды частиц по функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 § 98. Значение и употребление частиц не и ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
Стр.584
584 СОДЕРЖАНИЕ # # # ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 # Раздельное написание частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 # Дефисное написание частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 # Правописание не с разными частями речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Не с именами существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Не с именами прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 Не с именами числительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 Не с местоимениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 Не с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 Не с причастиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 Не с наречиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Не в составе союзов и союзных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 # Правописание ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 § 99. Модальные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 § 100. Междометия и звукоподражательные слова . . . . . . . . . . . . . . . . 374 # # # ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376 Тест (итоговый по разделу «Морфология») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376 # # # УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 # Положение в начале текста и после знаков препинания . . . . . . . . . . . . . . . 377 # Собственные имена лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 # Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий 380 # Названия исторических событий, эпох, геологических периодов . . . . . . . 381 # Названия праздников и знаменательных дат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 # Названия организаций, учреждений и фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 # Наименования должностей, званий, титулов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 # Названия документов, памятников старины, произведений искусства, литературных произведений, органов печати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 # Астрономические названия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 # Географические названия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 # Сложносокращённые слова и аббревиатуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 Перечень основных признаков по морфологической характеристике слов каждой части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 § 101. Предмет изучения синтаксиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 § 102. Основные признаки словосочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 § 103. Типы словосочетаний по структуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 § 104. Типы словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Стр.585
СОДЕРЖАНИЕ 585 § 105. Типы словосочетаний по видам подчинительной связи . . . . . . 395 § 106. Типы словосочетаний по синтаксическим отношениям между компонентами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398 ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 § 107. Основные признаки предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 § 108. Типы предложений по цели высказывания . . . . . . . . . . . . . . . . 400 § 109. Эмоционально окрашенные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 # # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 § 110. Классификация предложений по составу грамматической основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 § 111. Предложения полные и неполные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 § 112. Предложения осложнённые и неосложнённые . . . . . . . . . . . . . 408 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 Строение двусоставного предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 § 113. Главные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 § 114. Способы выражения подлежащего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 § 115. Виды сказуемого, способы его выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 § 116. Глагольное сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 § 117. Именное сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 # # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ . . . . . . . . . . . . 420 # Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 # Тире в неполных предложениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 # Соединительное тире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 # Выделительное тире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 § 118. Понятие о второстепенных членах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 § 119. Определение, его виды и способы выражения . . . . . . . . . . . . . . 425 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 § 120. Дополнение, его виды и способы выражения . . . . . . . . . . . . . . 429 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 § 121. Обстоятельство, его значение и способы выражения . . . . . . . . 433 § 122. Виды обстоятельств по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 Структура односоставных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 § 123. Понятие односоставного предложения. Виды односоставных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 § 124. Номинативные (назывные) предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Стр.586
586 СОДЕРЖАНИЕ § 125. Глагольные односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 § 126. Личные глагольные односоставные предложения . . . . . . . . . . . 444 § 127. Безличные односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448 Структура осложнённых предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 § 128. Понятие осложнённых предложений, их типы . . . . . . . . . . . . . 450 Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 § 129. Понятие об однородных членах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 § 130. Однородные и неоднородные определения . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 # # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЕДИНИЦАХ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 # Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами . . . 458 Предложения с обособленными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 § 131. Понятие обособления. Условия обособления второстепенных членов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 § 132. Условия обособления согласованных определений . . . . . . . . . 461 # Знаки препинания при согласованных определениях . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 § 133. Условия обособления несогласованных определений . . . . . . . 465 # Знаки препинания при несогласованных определениях . . . . . . . . . . . . . . . 465 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 § 134. Условия обособления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 # Знаки препинания при приложениях, относящихся к имени собственному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471 § 135. Условия обособления обстоятельств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471 # Знаки препинания при одиночных и распространённых обстоятельствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 § 136. Условия обособления дополнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Вводные слова и предложения. Вставные конструкции . . . . . . . . . . . 476 § 137. Предложения с вводными единицами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 § 138. Вставные конструкции, их роль в предложении . . . . . . . . . . . . 481 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482 § 139. Обращение, его роль и способы оформления в предложении . . . 483 # Знаки препинания при обращениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 СТРУКТУРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486 § 140. Понятие о сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487
Стр.587
СОДЕРЖАНИЕ 587 Сложносочинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 § 141. Синтаксические отношения между частями сложносочинённого предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492 Сложноподчинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 § 142. Понятие о сложноподчинённом предложении . . . . . . . . . . . . . . 494 § 143. Виды связи придаточной части с главной . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498 § 144. Сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 § 145. Сложноподчинённые предложения с изъяснительной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 § 146. Сложноподчинённые предложения с временно́й придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502 § 147. Сложноподчинённые предложения с причинной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 § 148. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504 § 149. Сложноподчинённые предложения с условной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 § 150. Сложноподчинённые предложения с уступительной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 § 151. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506 § 152. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506 § 153. Сложноподчинённые предложения с придаточной сравнительной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 § 154. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью способа и образа действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 § 155. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью меры и степени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508 § 156. Сложноподчинённые предложения с присоединительной придаточной частью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508 § 157. Сложноподчинённые предложения с сопоставительными отношениями между частями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными частями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 § 158. Виды связи с главной частью нескольких придаточных частей 514 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Стр.588
588 СОДЕРЖАНИЕ Сложное бессоюзное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 § 159. Понятие о сложном бессоюзном предложении. Виды сложных бессоюзных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528 Структура сложных синтаксических конструкций . . . . . . . . . . . . . . . 531 § 160. Понятие и виды сложных синтаксических конструкций . . . . . 531 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 534 # # # ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ . . . . . . . . . . . . 534 # Сложносочинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 534 # Сложноподчинённое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535 # Сложное бессоюзное предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538 ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539 § 161. Понятие чужой речи и способы её передачи . . . . . . . . . . . . . . . 539 Тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 543 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 Ключи и пояснения к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Авторы произведений, цитируемых в справочнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575
Стр.589

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ