УДК 330.322
ББК 65.263.11
Р69
Переводчики В. Виноградов
Романс Э.
(предисловие и вступление автора, главы 1, 3, 4, 5, 6, 9);
В. Ионов (главы 2, 7, 8, 10)
Р69 Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов /
Эндрю Романс; Пер. с англ. ― М.: Альпина Паблишер, 2015. — 247 c.
ISBN 978-5-9614-4971-6
Сегодня для создания крупного бизнеса с нуля больше не требуется десятилетий
медленного постепенного роста. Благодаря ангельским, а потом венчурным инвестициям
десятки тысяч компаний по всему миру стали крупным бизнесом за считаные
годы, а такие компании, как Facebook и Google, вообще стали одними из крупнейших
в мире по капитализации.
Привлечение венчурного инвестора — огромный шанс для бизнеса вырасти и даже
изменить мир. Но получение венчурных инвестиций — не дело везения или случая.
Это определенная технология.
В книге, написанной одним из ведущих мировых экспертов в области венчурного
финансирования, рассказывается о том, как устроен мировой рынок инвестиций
в стартапы, как инвесторы подходят к оценке компаний и чего ожидают от бизнесменов
на презентациях. Книга полна бесценных советов по тому, как вести переговоры,
по каким критериям выбирать партнеров, какие юридические риски необходимо учесть
и, самое главное, по тому, как все партнеры должны действовать, чтобы максимизировать
стоимость бизнеса как для учредителей, так и для инвесторов.
Книга предназначена для стартаперов и руководителей инновационных компаний.
УДК 330.322
ББК 65.263.11
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети Интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ для частного
или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских прав. По вопросу
организации доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-9614-4971-6 (рус.)
ISBN 978-0-07-183035-5 (англ.)
© McGraw-Hill Education, 2013
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина Паблишер»,
2015
Стр.5
Содержание
Предисловие ...............................................................................................11
Вступление .................................................................................................15
1. Запускаем бизнес! .................................................................... 19
Почему сейчас замечательное время, чтобы создать компанию,
быть венчурным капиталистом, инвестором-ангелом или
инвестировать в венчурный фонд? .....................................................19
BranchOut: показательный пример превосходного привлечения
ангелов и капитала от венчурных фондов .........................................23
Включите известных ангелов в ваш первый раунд инвестиций
от венчурных фондов (раунд А) ...........................................................27
Почему роль предпринимательства становится все более
важной и почему за ангельским инвестированием
и венчурным капиталом будущее? .......................................................28
Подготовка к запуску ............................................................................30
Мы должны создать компанию ............................................................31
Когда запускаться? ................................................................................32
2. Ангелы, смертные и суперангелы ........................................... 35
«Кембрийский взрыв» стартапов ........................................................37
Рон Конвей, суперангел ..........................................................................39
Акселераторы ........................................................................................41
Стр.6
6
Настольная книга венчурного предпринимателя
TechStars и подъем акселераторов .......................................................44
Возможности финансирования с помощью Интернета ...................48
Краудфандинг: все, что вы хотели знать,
но боялись спросить ..............................................................................48
Практические идеи и советы по привлечению ангельского
финансирования ....................................................................................55
Как найти менторов и договориться с ними .....................................57
Конвертируемый заем в сравнении с раундом вхождения
в капитал ...............................................................................................57
Диапазон предынвестиционных оценок, используемых
для определения фиксированного предела при получении
конвертируемого займа ........................................................................62
Не привлекайте финансирование
от ангелов по завышенной оценке .......................................................63
Привлечение финансирования от ангелов ..........................................64
Стив Джобс в оценках его венчурных инвесторов .............................65
Команда прежде всего ............................................................................66
Сбалансированная команда ..................................................................67
Привлекайте первоклассных специалистов, насколько это
позволяют финансы ..............................................................................73
Выбирайте инвесторов благоразумно .................................................74
Элементы предынвестиционной оценки .............................................75
Презентуйтесь юристам,
перед тем как обращаться к ангелам .................................................76
Расходы на юридическое обслуживание стартапов:
фиксированные цены .............................................................................77
На какие юридические аспекты следует обратить внимание
при выборе инвестора-ангела ...............................................................78
Умные ангелы тянутся друг к другу ....................................................79
Искусство установления и поддержания контактов ........................80
Никогда не отказывайте умному стратегическому инвестору ......81
Стр.7
Содержание
7
3. Как работает венчурный капитал ............................................ 83
Разбираемся в должностях венчурных капиталистов ......................90
Трофеи принадлежат победителю ......................................................92
Фондовый рынок и венчурный капитал ..............................................93
Откуда у венчурных инвесторов деньги? ............................................93
Почему венчурные инвесторы такие заносчивые? .............................96
«Венчурная модель пяти сил Романса»:
разнонаправленность интересов сторон ............................................96
Корпоративные венчурные капиталисты ..........................................99
Управляющие семейным капиталом .................................................101
Взгляд на различие между венчурным инвестированием
и инвестированием в частные компании .........................................102
Как насчет венчурного финансирования в долг? ..............................103
С первого раза подбирайте правильного партнера..........................104
Вопросы, которые следует задать вашему партнеру,
предоставляющему венчурное долговое финансирование ................106
Разбираемся в терминологии долгового венчурного
финансирования и соглашении о привлечении займа ......................107
Почему долговое венчурное финансирование является
привлекательным классом активов ..................................................112
Фонд фондов .........................................................................................113
Больше чем посредники между управляющими фондами
и конечными инвесторами .................................................................114
4. Что принести на «представление» ........................................ 119
Бизнес-планы ........................................................................................119
Резюме проекта (Executive Summary) ...............................................121
Презентация для инвесторов .............................................................122
Финансовая модель ..............................................................................123
Характеристики лучших финансовых таблиц ...............................125
График контроля взаимодействия с инвесторами ..........................131
Стр.8
8
Настольная книга венчурного предпринимателя
Демонстрация и видео ........................................................................132
Презентация ........................................................................................134
Пять венчурных инвесторов объясняют,
что они на самом деле думают о ваших презентациях ..................135
5. Практические идеи и советы по привлечению
венчурных инвестиций ........................................................... 139
Попадите на радар лучшего венчурного инвестора .........................139
Как следует предпринимателю вести переговоры по основным
условиям? ..............................................................................................141
Как вести переговоры с венчурным инвестором ..............................143
Не говорите венчурному инвестору, с кем еще из венчурных
инвесторов вы общаетесь ..................................................................146
Конфиденциальность: никаких соглашений
о неразглашении для быстроты процесса .........................................147
Промежуточное финансирование ......................................................147
От раунда к раунду .............................................................................148
Наймите армию стажеров.................................................................149
Клиентское финансирование .............................................................149
По двум путям .....................................................................................151
Венчурное взаимоуничтожение ..........................................................151
6. Корпоративное управление: кто здесь главный? .............. 153
Венчурный инвестор, который хотел иметь место
в совете директоров ...........................................................................155
Используйте совет директоров .........................................................159
Заставьте ваш совет директоров работать на вас .......................166
7. Построение компании и создание стоимости .................... 169
Распространение продукта против его развития ...........................169
Skype: где ваша кнопка на Kazaa? .......................................................170
Facebook: баланс между продуктом,
удовлетворением конечного пользователя и рекламой ....................171
Стр.9
Содержание
9
MySpace: раскручивайте ваши контакты .......................................173
YouTube: как выйти за пределы своего домена? ................................176
Маркетинговый миф ..........................................................................177
Бизнес-модель шантажа .....................................................................179
Внезапный успех, занявший 9 лет .....................................................180
Просто хватай птицу и спускайся на землю ...................................181
Как найти настоящую инновацию, которая приведет
в движение все остальное ...................................................................182
Выбор названия ....................................................................................183
8. Где здесь выход? ...................................................................... 185
M&A — наиболее вероятный позитивный результат
для предпринимателя .........................................................................185
Практические идеи и советы
по продаже компании через M&A ......................................................186
Три вида покупателей бизнеса ...........................................................190
Почему Instagram оценили в $1 млрд .................................................192
Совет, вытекающий из опыта продажи Adify за $300 млн ............194
Как очередность при ликвидации и оговорки работают
при выходе из инвестиций ..................................................................194
Как выкурить венчурного капиталиста из вашего синдиката ..... 195
Крупные продажи частных компаний по выпуску медицинского
оборудования, имеющих венчурное финансирование ........................196
Ранние выходы при поглощениях с целью найма команды:
венчурные инвесторы против основателей ......................................196
Перспективы поглощений с целью найма команды .........................204
Ищи правду в фактах: статистика по венчурным выходам .........206
Механика фондов: ожидайте более высокую
внутреннюю норму доходности в небольших фондах .....................208
9. Нужны ли нам все эти юристы? ............................................ 211
Какие условия являются существенными в предварительном
инвестиционном соглашении? ............................................................212
Стр.10
10
Настольная книга венчурного предпринимателя
Не будет момента лучше, чем сейчас,
для улаживания юридического спора ..................................................220
Неосторожное лицензирование ..........................................................221
Лицензиат выходит из-под контроля ..............................................222
Иногда нужно спуститься с горы для того, чтобы забраться
на верхушку следующей горы ..............................................................223
Лучше быть удачливым, чем правильным ........................................224
10. Путь к ликвидности: вторичный рынок ................................ 227
Как ангелы и венчурные капиталисты, инвестирующие
на ранних стадиях, могут вернуть деньги до выхода .....................227
Продавать или не продавать:
вторичный рынок для стартапов .....................................................230
Прямой вторичный рынок: продажа части акций
за деньги до наступления события ликвидности ............................232
Привилегированные акции учредителей:
лучшая структура для раннего наступления ликвидности ...........233
Прямые вторичные фонды .................................................................235
Когда забирать фишки со стола .......................................................235
Модель The Founders Club ...................................................................236
Послесловие ..............................................................................................241
Благодарности ...........................................................................................243
Участники проекта по созданию этой книги ........................................245
Стр.11