УДК 65-051:316.46
ББК 65.290-2
К37
Научный редактор А. Куницын
Перевод М. Шалуновой
Кетс де Врис М.
К37
Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кетс де
Врис ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 276 с.
ISBN 978-5-9614-1483-7
Автор, один из ведущих экспертов Европы в области менеджмента, всесторонне
рассматривает феномен лидерства и показывает пути, которые могут улучшить способность
руководителя понимать самого себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных.
Анализируются такие проблемы, как естественная человеческая тенденция
сопротивляться переменам; взаимодействие рационального и иррационального в поведении
руководителей; жизненный цикл руководителя и преемственность руководства;
утрата энтузиазма и апатия служащих; деструктивные стили руководства.
Кетс де Врис детально исследует характеристики эффективного лидерства и выделяет
навыки, отличающие эффективного руководителя. Показывает, как компании
могут оценить лидерские способности потенциальных кандидатов и развить навыки
лидерства в тех, кто уже занимает руководящие должности. Книга содержит практические
упражнения и анкеты, которые помогут оценить положение дел в компании,
вскрыть опасные симптомы и предотвратить появление серьезных проблем.
Книга адресована прежде всего предпринимателям, руководителям и топменеджерам
компаний, однако будет интересна и широкой аудитории.
УДК 65-051:316.46
ББК 65.290-2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке
издательства обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru
ISBN 978-5-9614-1483-7 (рус.)
ISBN 1-405-84019-6 (англ.)
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор П. Суворова
Верстальщик А. Фоминов
Художник обложки М. Соколова
© Manfred Kets de Vries, 2006
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007
Перевод на русский язык выполнен по книге «The
Leadership Mystique», 2-е изд., по лицензии Pearson
Education Limited
Подписано в печать 15.11.2010. Формат 70ဃ100/16.
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Объем 17,5 печ. л. Тираж 2000 экз. Заказ №
ООО «Альпина»
123007, г. Москва, ул. 4-я Магистральная, д. 5, стр. 1
Тел. (495) 980-53-54
e-mail: info@alpinabook.ru
www.alpinabook.ru
Стр.5
Содержание
Об авторе ..................................................................................................................9
Благодарность ......................................................................................................... 12
Вступление .............................................................................................................. 13
1 Мистика человеческого фактора ..................................................................... 21
Представление ключевых проблем ...................................................................... 23
Центральное положение клинической парадигмы ................................................. 27
2 Эмоциональный потенциал в мире работы ...................................................... 37
Интеллект — многогранное свойство .................................................................. 38
Более пристальный взгляд на эмоциональный потенциал....................................... 44
Оттачивание вспомогательных навыков эмоционального развития .......................... 46
Справляемся с эмоциональными крайностями ...................................................... 50
Главная тема конфликтных отношений ................................................................ 54
Углубление понимания нашего внутреннего театра ................................................ 57
Побег из тюрьмы психики .................................................................................. 62
3 Синдром устрицы ........................................................................................... 65
Последствия синдрома устрицы для корпорации ................................................... 65
Изменение модели компании ............................................................................. 68
Компании, выдерживающие испытание временем ................................................. 72
4 Фактор неудач в лидерстве ............................................................................. 79
Поведение руководителей: миф и реальность ...................................................... 79
Рациональное и иррациональное поведение ........................................................ 82
Дисфункциональные модели руководства ............................................................ 84
Западня переноса ............................................................................................. 88
Влияние нарциссизма ....................................................................................... 97
5 Феномен Дилберта ....................................................................................... 105
Душевное безразличие.................................................................................... 106
Воскрешение «мертвых» лидеров ..................................................................... 110
Пожизненная стратегия и стратегия отсроченной жизни ...................................... 113
Трагедии успеха и полууспеха ........................................................................... 115
Краткий рецепт воскрешения ........................................................................... 118
6 Пороки на вершине ...................................................................................... 121
Невротические стили и компании ..................................................................... 122
Драматические личности/компании .................................................................. 123
Мнительные личности/компании ...................................................................... 127
Бесстрастные личности/компании .................................................................... 131
Депрессивные личности/компании ................................................................... 134
Принуждающие личности/компании ................................................................. 136
Порочный круг компании ................................................................................ 140
7 Изменяем себя и компанию ...........................................................................149
Процесс перемен .............................................................................................150
Динамика индивидуальных изменений ...............................................................151
Стр.6
6
МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
Динамика изменений компании ....................................................................... 157
Стратегии осуществления преобразований ........................................................ 165
8 Характеристики эффективного лидерства .................................................... 175
Модели руководства ...................................................................................... 176
9 Лидерство в глобальном контексте ............................................................... 185
Колесо культуры ............................................................................................ 186
Определение способностей,
необходимых для глобального руководства ....................................................... 194
Развитие глобального лидерства...................................................................... 196
10 Роли лидеров .............................................................................................. 205
Лидерство и менеджмент ................................................................................ 207
Двойная роль лидера ..................................................................................... 213
11 Преемственность ......................................................................................... 223
Дилеммы средних лет ..................................................................................... 224
Жизненный цикл генерального директора ........................................................ 226
Зависть поколений ........................................................................................ 232
12 Развитие качеств лидера ............................................................................. 237
Проблемы выбора.......................................................................................... 238
Задачи роста ................................................................................................. 241
Лидерство в «цифровом веке» ........................................................................ 245
13 Совершенствующиеся организации .............................................................. 251
Лучшие компании для работы ......................................................................... 252
«Здоровая» личность ..................................................................................... 253
Характеристики совершенствующихся компаний ............................................... 261
Проблема равноправия полов ......................................................................... 264
14 Заключительные комментарии .................................................................... 269
Шут как необходимый голос истины ................................................................. 269
Заключительные мысли о лидерстве ................................................................. 271
Рекомендуемая дополнительная литература ............................................................. 274
СПИСОК ТАБЛИЦ
6.1. Краткие характеристики пяти видов компаний .................................................. 124
СПИСОК РИСУНКОВ
2.1. Стили мышления ............................................................................................. 38
2.2. Процессы в компании ...................................................................................... 55
6.1. Порочный цикл компании: «невротические» компании ....................................... 146
7.1. Пять составляющих процесса индивидуальных изменений .................................. 156
7.2. Силы, вовлеченные в изменение человека ........................................................ 157
7.3. «Траур» компании .......................................................................................... 160
7.4. Этапы процесса преобразований в компании .................................................... 164
8.1. Сфера лидерства ........................................................................................... 178
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
7
8.2. Отношения начальник — подчиненный ............................................................. 179
8.3. Составляющие стиля руководства .................................................................... 179
8.4. Круг навыков ................................................................................................ 182
9.1. Колесо культуры ............................................................................................ 189
9.2. Развитие глобального лидерства...................................................................... 202
10.1. Матрица лидерство/менеджмент ..................................................................... 208
10.2. Двойная роль лидера ..................................................................................... 214
12.1. Управление в «цифровом веке» ....................................................................... 250
13.1. Важнейшие элементы аутентивной организации ................................................ 264
СПИСОК АНКЕТ
1.1. Как Вы понимаете лидерство? .......................................................................... 24
2.1. Какой тип мышления предпочитаете Вы? ............................................................ 39
2.2. Каким интеллектом Вы обладаете? ..................................................................... 41
2.3. Каков Ваш EQ (или «коэффициент эмоционального развития»)? ............................ 42
2.4. Активный ли Вы слушатель? .............................................................................. 47
2.5. Насколько широк Ваш спектр эмоций?................................................................ 49
2.6. Как бы Вы оценили свой эмоциональный потенциал? ........................................... 51
2.7. В каком Вы настроении? ................................................................................... 53
2.8. Какая у Вас главная тема конфликтных отношений .............................................. 58
2.9. Что говорят Вам Ваши сны? ............................................................................... 61
3.1. Есть ли у Вас синдром устрицы? ......................................................................... 66
3.2. Каким Вы видите будущее Вашей компании? ....................................................... 68
3.3. На каком этапе находится Ваша компания? ......................................................... 73
3.4. Произошло ли в Вашей компании изменение модели организации? ....................... 74
3.5. Погубит ли Вас «фактор вареной лягушки»? ........................................................ 77
4.1. Из чего состоит Ваш рабочий день?.................................................................... 80
4.2. Каков Ваш стиль руководства? .......................................................................... 85
4.3. Вы контролируете свой нарциссизм? ................................................................ 100
4.4. Насколько Вы гибки? ..................................................................................... 104
5.1. Насколько хорошо Вы знаете своих подчиненных?............................................. 106
5.2. Страдаете ли Вы от переутомления? ................................................................. 107
5.3. Насколько бодро Вы себя чувствуете? .............................................................. 108
5.4. Устаете ли Вы в своей компании? ..................................................................... 109
5.5. Оцените свое ощущение потока ....................................................................... 112
5.6. Вы можете определить Ваш «максимум» лидерства? ........................................... 112
5.7. Насколько уравновешен Ваш стиль жизни? ....................................................... 114
6.1. Какой стиль управления Вы предпочитаете? ..................................................... 141
7.1. Какова Ваша жизнь? Переоценка ..................................................................... 152
7.2. Как Вы относитесь к переменам? .................................................................... 159
7.3. Как Вы оцениваете готовность Вашей компании к преобразованиям? .................. 165
7.4. Что Вас сдерживает (и что Вы можете с этим сделать)? ....................................... 170
7.5. Что ценится в Вашей компании? ...................................................................... 172
8.1. Какие способности необходимы в Вашей компании? .......................................... 182
8.2. В чем Вы сильны? .......................................................................................... 183
9.1. Обладаете ли Вы тем, что нужно глобальному лидеру? ........................................ 195
9.2. Насколько Ваша компания глобальна? .............................................................. 197
10.1. Вы лидер или менеджер? ................................................................................ 208
10.2. В чем заключается Ваша харизма? .................................................................. 210
10.3. Какова основная идеология Вашей компании? .................................................. 217
Стр.8
8
МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
11.1. Как обстоят дела с наследованием в Вашей компании? ....................................... 235
12.1. Какие критерии действительно имеют значение? ............................................... 239
12.2. Где Вы приносите пользу организации? ............................................................ 246
12.3. Готовы ли Вы быть руководителем в «цифровом веке»? ...................................... 247
12.4. Готовы ли Вы к действию? ............................................................................... 250
13.1. Насколько Вы «здоровы»? .............................................................................. 255
13.2. «Настоящий» ли Вы мужчина (или женщина)? ................................................... 266
Стр.9