УДК 658.3;65.01
ББК 65.290-2;65.050.2
К 78
Переводчики: Ю. Тележко (главы 1-5), О. Улантикова (глава 6),
Н. Акопян (главы 7-16)
Научные редакторы: А. Аникеев, В. Данкин, М. Кукушкин
Редактор О. Улантикова
К78
Крамер И.
Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антро пология
для топ-менеджера / Итске Крамер, Даниэль Браун ; Пер. снидерл.—
М.: Альпина Паб лишер, 2020. — 406 с.
ISBN 978-5-9614-2640-3
Лидеры компаний по всему миру сотни лет задаются одними и теми же вопросами:
Как уменьшить трения во взаимодействии команд, отделов и сотрудников? Почему
так много людей ненавидят свою работу? Почему компании увязают в правилах
и регламентах? Почему перемены даются так тяжело? И почему сотрудники не
желают брать на себя ответственность? Навсе эти вопросы отвечают Даниэль
Браун и Итске Крамер — корпоративные антропологи, которые объездили весь
мир, чтобы изучить лучшие культурные практики разных народов и использовать
их вконтексте построения и развития организаций.
В первой книге «Корпоративное племя» авторы рассказали о корпоративной
антропологии как уникальном подходе в работе с корпоративной культурой. Новая
книга дает практические советы о том, как изменить культуру компании, и предлагает
алгоритмы проведения встреч, развивающих культуру лидерства. Авторы
предлагают взглянуть на организации как на живые племена с вождями, на корпоративную
культуру — как на мифы и предания, на процедуры — как на обычаи.
Книга научит использовать мудрость древних народов, чтобы разрешать дилеммы,
противоречия и конфликты, слушать голос меньшинства, не бояться принимать
важные решения и заботиться о том, чтобы за этим следовали реальные поступки.
УДК 658.3;65.01
ББК 65.290-2;65.050.2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, атакже
запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских
прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по
адресу mylib@alpina.ru.
© 2018 Vakmedianet, Deventer,
www.managementimpact.nl
Публикуется с разрешения Vakmedianet
Management (The Netherlands) при содействии
Агентства Александра Корженевского (Россия)
ISBN 978-5-9614-2640-3 (рус.)
ISBN 978 946276 175 9 (нидерл.)
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина Паб лишер», 2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОЯЗЫЧНОМУ ИЗДАНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
ПРЕДИСЛОВИЕ. ВСЕМ, КТО СКОРЕЕ СОЗДАСТ ПЛЕМЯ,
ЧЕМ БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ОРГАНИЗАЦИЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ЧАСТЬ I. СОЗДАНИЕ ПЛЕМЕНИ —
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1 СУЩНОСТЬ ПЛЕМЕНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.1. Люди объединяются в племена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.2. Традиционные и современные племена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.3. Тайные слабости племени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
1.4. Власть и любовь в племенах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.5. Сильные племена: свободное сотрудничество . . . . . . . . . . . . . . 54
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.1. Культура находится среди людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
2.2. Культура создает порядок из хаоса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
2.3. Люди формируют культуру. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.4. Культура формирует людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.5. Культура дает уникальные ответы
на универсальные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. Культура функциональна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
2.7. Культура придает смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
2.8. Культура позволяет играть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
2.9. Культура реализуется через модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
2.10. Культура задает ритм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Стр.11
2.11. Культура состоит из субкультур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
2.12. Культура постоянно изменяется. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
3 СОЗДАНИЕ ПЛЕМЕНИ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ДИАЛОГИ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ . . 79
3.1. Создание племени: повседневность и особые моменты. . . .81
3.2. Создание племени:
микродиалоги, истории, копирование поведения . . . . . . . . . . 87
3.3. Создание племени:
любовь к различиям и совпадениям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
3.4. Создание племени:
формирование и поддержание лиминальности. . . . . . . . . . . . . 94
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
4 СУТЬ ПЛЕМЕННОГО ЛИДЕРСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
4.1. Бракосочетание или охота за головами —
власть и любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
4.2. Ограничивать и принимать решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
4.3. Иерархия решает, кто имеет право руководить . . . . . . . . . . . . . 111
4.4. Владеть своим рангом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
4.5. Играть свой ранг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
4.6. Делиться своим рангом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
5 СУЩНОСТЬ ПЛЕМЕННЫХ РОЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
5.1. Племенные роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
5.2. Вождь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
5.3. Собиратели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
5.4. Локальные лидеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
5.5. Охотники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
5.6. Шаманы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
5.7. Старейшины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Стр.12
6 КАК РАЗЖЕЧЬ КОСТЕР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
6.1. Постановка: магическое, мощное воздействие . . . . . . . . . . . . 159
6.2. Разговор у костра: шаман как его фасилитатор . . . . . . . . . . . . 164
6.3. Шесть этапов разговора у костра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
ЧАСТЬ II. РАЗГОВОРЫ У КОСТРА —
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
7 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ — КГОТЛА, БОТСВАНА . . . . . . . . . . . . 193
7.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
7.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
7.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
7.4. Сила этой истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
7.5. Разговор у костра для формирования
всеобщего решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
8 СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ —
СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ, ЛАС-ВЕГАС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
8.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
8.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
8.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
8.4. Сила этой истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
8.5. Разговор у костра в ходе деловой свадьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
9 КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА —
ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ, СУМАТРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
9.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
9.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
9.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Стр.13
9.4. Сила этой истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
9.5. Разговор у костра в духе охотников за головами. . . . . . . . . . . 253
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
10 ПРОДАЖИ И ВЗАИМО ОТНОШЕНИЯ
С КЛИЕНТАМИ — ТААРОФ, ИРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
10.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
10.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
10.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
10.4. Сила этой истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
10.5. Разговор у костра: продажи по принципам таарофа . . . .279
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
11. СОЗДАВАТЬ ДВИЖЕНИЕ —
ВТЫКАНИЕ ИГЛ, МАЛЕНЬКОЕ ГАИТИ, МАЙАМИ . . . . . . . . . . 283
11.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
11.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
11.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
11.4. Сила этой истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
11.5. Разговор у костра с куклами и иголками . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
12. КОНФЛИКТ И ПОЛЯРИЗАЦИЯ —
РАЗГОВОР НА ПОВЫШЕННЫХ ТОНАХ, ЮАР . . . . . . . . . . . . . . . .311
12.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
12.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
12.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
12.4. Сила этой истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
11.5. Разговор у костра на повышенных тонах . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
14 ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ — СЭППУКУ, ЯПОНИЯ. . . . . . . . . . . . 335
14.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
14.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Стр.14
14.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
14.4. Сила этой истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340
14.5. Разговор у костра: извинения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
15 СТАВЯЩИЕ В ТУПИК ВОПРОСЫ —
МОЛЧАЛИВОЕ СОБРАНИЕ КВАКЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
15.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
15.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
15.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
15.4. Сила этой истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .366
15.5. Молчаливый разговор у костра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
16 ПРОЩАНИЕ —
БУЙВОЛЫ И КУКЛЫ ТАУ-ТАУ, СУЛАВЕСИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
16.1. А у вас такое бывало? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .380
16.2. Давайте познакомимся… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
16.3. Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384
16.4. Сила этой истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .389
16.5. Разговор у костра как церемония прощания . . . . . . . . . . . . . .394
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399
ИСТОРИЯ ПОДОШЛА К КОНЦУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .403
Стр.15